Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Antifragile: Things That Gain from Disorder

Nassim Nicholas Taleb

  • Аватар пользователя
    Аноним7 мая 2021 г.

    Антивнятность

    О Талебе стало модно говорить, Талеба стало модно читать. В очередной раз увидев эту фамилию в одной из подборок, я решил восполнить пробел - ведь я ничего не читал из Талеба. И, забегая чуть вперед, скажу, что чтение "Антирупкости", которую я избрал для ознакомления, далось мне с большим трудом. Я испытал огромное облегчение, перевернув последнюю страницу этой книги. Впрочем, она действительно по-своему интересна. И вот чем.

    Талеб - довольно самобытный и оригинальный мыслитель современности. Действуя на стыке экономики, социологии и философии, он показывает себя неисправимым эмпириком и практиком - во всяком случае, именно так он себя презентует, каждую сотню страниц напоминая читателю, что предсказал кризис 2008 года. Он яростно критикует святую уверенность современного финансового и не только истеблишмента в том, что будущее прогнозируемо и, соответственно, безопасно. Такая уверенность делает экономику, ровно как и другие системы, хрупкой. Хрупкость не способна выдержать ни испытаний, ни потрясений - особенно потрясений внезапных, масштабных и имеющих далеко идущие последствия. Их Талеб называет Черными Лебедями. Но такой лебедь - птица непростая. Он несет не только крах хрупким вещам и людям, но и небывалые возможности для роста - тем, кто сумел взрастить в себе антихрупкость. Проще говоря, тем, кто привык работать на себя, чувствует почву под ногами, не чужд здорового авантюризма и достаточно смел для того, чтобы постоянно инвестировать в будущее, рискуя и неся ответственность за риск, учась на своих и (лучше всего) чужих ошибках. Антихрупкость закаляется испытаниями. Фактически, это то самое ницшеанское was mich nicht umbringt, macht mich stärker - что не убивает, то делает сильнее.

    Возможно, это не самая оригинальная идея. Но апология практическому опыту и дерзновенным первооткрывателям, двигавшим прогресс на протяжении долгих столетий, в начале XXI века звучит необычно и свежо. В самом деле, не переоцениваем ли мы науку, не слишком ли уверовали в ее всемогущество? А предостережения Талеба и впрямь актуальны - в условиях, когда современный мир стал напоминать конгломерат сверхсложных и трудноуправляемых систем, несущихся, словно поезд, по темному тоннелю навстречу неизвестности. Довольно наивно было бы считать, что эпоха всеобщего благоденствия достигнута. Талеб предостерегает - образ рая зыбок, хрупок, и нужно не так-то много, чтобы он рассыпался. Кто сумеет выбраться из-под руин рая - другой вопрос.

    Теперь о слабых местах книги. Их, к сожалению, набралось существенное количество. Первая и самая главная претензия - манера изложение. Её можно охарактеризовать примерно одним словом - бессвязность. Сказать по правде, с такими претензиями, с таким самомнением, как у Талеба, можно было бы освоить навыки написания структурированного и внятного текста с ясной аргументацией и последовательным изложением. Но нет, Талеб решил и тут идти своим собственным путем. С пылом и страстью базарного торгаша, нахваливающего товар, он перескакивает с первого на двадцать пятое, перемежая и без того не слишком внятный рассказ бесконечными историями из жизни (преимущественно - своей собственной, конечно же). Эти рассказы и отступления - по большому счету, едва ли не главная часть доказательного арсенала Талеба, который позиционирует себя в качестве самого практикующего практика современности, всё повидавшего и знающего жизнь. И именно они превращают книгу, которая в грамотном изложении могла бы уместиться на паре сотен страниц, в толстенный талмуд, словно бы написанный средневековым книжником - и со средневековой примерно методологией.

    Воплощая собственный идеал частника, Талеб непрестанно обрушивается с яростной критикой на своих оппонентов - причем исключительно все в том же базарном стиле, сильно далеком от интеллигентного. Да, интеллигентом Талеба точно не назовешь, и в этом - главная составляющая своеобразного флера. Вот только его дерзкий вызов официальной науке, при всей смелости, можно было бы оформить куда как более презентабельно. В нынешнем виде он оставляет в голове читателя кашу - остается только надеяться, что хотя бы в голове у писателя не каша. Потому что проблематично верить авторитету человеку, который половину времени либо переливает из пустого в порожнее, либо костерит своих оппонентов, либо рассказывает байки, словно бы на ходу придумывая всё новые и новые термины. Или же, что еще более показательно, нахваливает себя самого - все с той же непосредственностью восточного торговца.

    Чем еще грешит Талеб, так это почти маниакальной увлеченностью создания собственного вокабуляра, собственной мифологии, в координатах которой он и формулирует выводы, устанавливает законы и обнаруживает причины и следствия. Таким образом он, вероятно, проводит границу между презренными теоретиками из стана академической науки - и собственным лагерем практиков-самородков. Поначалу эта дерзновенность даже импонирует, но к концу (нет, даже к середине) книге начинает откровенно раздражать. Изолированность созданной системы Талеба мало-помалу наводит на мысли о том, что сам мыслитель существует в какой-то своей, параллельной реальности.

    Словом, читать Талеба надо с большой осторожностью. Его книгу не назовешь ни приятным, ни легким чтением. При всей интересности идей, Талеб умудряется многое свести на нет невыразительной, сумбурной подачей материала, отталкивающей манерой изложения и самолюбованием, на которое и приходится добрая половина его талмуда.

    21
    1,8K