Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Midnight Library

Matt Haig

  • Аватар пользователя
    seveika5 мая 2021 г.

    Философия, депрессия и есть ли та другая жизнь?

    Прочитав аннотацию мне стало интересно, как закончит автор свою историю:
    а) создаст героине идеальную жизнь, как она мечтала;
    б) покажет, что ее жизнь и есть та самая или
    в) придумает что-то новое.

    Писать книги, где герои совершают самоубийство - это очень щекотливая тема, тем более (как после я узнала) автор еще и старался написать эту книгу как помощника человеку в борьбе с депрессией и суицидальными мыслями.

    Я не читала ни одного отзыва до прочтения, садясь меня интересовал не вопрос "справится ли героиня со своими мыслями или решит умереть?", а "справится ли автор с такой сложной темой и направлением?" Ведь это не комедия и не драма, а переборщив со сказочностью можно создать что-то совсем нереалистичное и читатель не сможет провести аналогию между собой и героиней.

    Структура книги - это маленькие и не очень эпизоды, каждый со своим названием. После прочтения второго, я отложила электронку и сказала: "Фу!" Родившийся интерес после первого фрагмента прошел, мне не нравился язык повествования, возмутил сам фрагмент

    (смерть домашних животных это всегда грустно, а реакция героини стала для меня странной)

    и раздражала героиня. Я решила прочитать еще пару фрагментов и с уверенностью отложить, так как я не собиралась читать то, что мне не нравится.

    Но дальше пошел третий эпизод, четвертый, раскрывалась история, а с ней и героиня, которая уже не казалась раздражающей, вернулось желание узнать, что же случилось с такой полной потенциала девушкой, что в 38 лет, она решила наглотаться таблеток. А язык повествования оказался самым подходящим, идеально передавая внутренний мир и состояние героини - умной и образованной девушки в разных сферах, которая сидит на антидепрессантах и работает на низкооплачиваемой работе.




    Вселенная стремится к хаосу и энтропии. Это закон термодинамики. Может, это и основа существования. Теряешь работу, потом случается еще какая-то дрянь. В деревьях шептал ветер. Начался дождь.

    Дальше мы знакомимся с ситуацией героини и собственно происходит то, зачем мы все собрались - она совершает попытку самоубийства и попадает в БИБЛИОТЕКУ. Тут мы видим школьную библиотекаршу из первого фрагмента, которая пророчила ей великое будущее, а теперь будет помогать ей разгребать свою жизнь. Нам сразу рассказывают, что к чему и как работает это место.

    И что стало открытием для меня, это не проходной путь в загробную жизнь, это путь в другую, которую героиня может выбрать для себя сама.

    Так у Норы появляется новая задача - попробовать разные свои жизни и найти ту, в которой будет счастлива.


    Каждая жизнь содержит миллионы решений. Больших и маленьких. Но всякий раз, когда принимается одно решение вместо другого, результат будет другим. Происходит необратимое, что, в свою очередь, приводит к другим изменениям. Эти книги - порталы во все жизни, которые ты могла бы прожить. У тебя столько жизней, сколько возможностей. Есть жизни, в которых ты выбирала иначе. Каждый такой выбор приводит к иным результатам.

    Сама идея невероятно крутая. Уверена, не найдется ни одного человека, который ни разу в жизни не о чем не жалел и не думал "а что если бы ..." Но что радует - героиня не начинает пылать энтузиазмом и хвататься за каждую книгу она по-прежнему хочет умереть

    и отказывается. А соглашается лишь от скуки ожидания своего конца и вида книги "сожалений".

    И мы попадаем в множественные жизни нашей героини. Мне нравились философские вставки по всему тексту, цитаты и высказывания, которые не выглядели, как просто вставки автора с пабликов, а действительно гармонично вписались в образ героини. При этом здесь нет ничего сложного, автор проговаривает важные вещи простыми словами и, возможно, поэтому некоторым из-за этого покажется книга поверхностной. Но не смотря на то, что она не вникает глубоко (а я считаю здесь это и не нужно), здесь нет дыр в сюжете и каждая поднятая тема имеет свой конец. Так, я не ждала обоснование существованию Полночной Библиотеки, но и оно нашлось.

    Мы встречаем такого же путешественника, узнаем, что героиня (ура!) не единственная

    и получаем понятное объяснение с вполне научной теорией связанной с квантовой волновой физикой.


    Итак, что бы ни существовало между вселенными, это, скорее всего не библиотека, но для меня легче всего понять именно так. Это моя гипотеза. Я вижу упрощенную версию истины. Библиотекарша - просто метафора. Все это действо.

    Здесь есть и сугубо философская тема - поиска смысла жизни в истине, и житейская - сожалеть о своих поступках, которые не оправдали чужие ожидание или наказывать себя за боль другим, говорить, что недостоин быть счастливым. Каждая новая жизнь Норы - это ее ключ к избавлению от сожалений.


    ... но она знала, что остаться в Бедфорде - ее худший вариант. И все же она выбрала его. Из-за странной предсказуемой ностальгии, которая зрела вместе с депрессией и говорила ей, что она, в конце концов, не заслужила быть счастливой. Что она причинила Дэну боль, и жизнь, в родном городе, состоящая из моросящего дождя и уныния, - это ее наказание, и ей не хватает воли или ясности, или, черт возьми, сил на что-то еще.

    Автор показывает как наше чувство вины и воспоминания играют с нами злую шутку, а Библиотека помогает Норе увидеть это и попрощаться с сожалением:




    Его голос, поняла она, звучал иначе, не таким, каким она его помнила. Более пустым. Более холодным. Может, из-за усталости. Может, из-за стресса. Может, из-за пива. Может, из-за их брака. Может, еще из-за чего. ... Томас Гоббс в целом ставил знак равенства между памятью и воображением, и, узнав, об этом, она уже больше никогда полностью не доверяла своим воспоминаниям.

    Жизнь за жизнью, книгу за книгой героиня терпит разочарование и решает, что проблема в ней и для нее просто нет жизни, в которой она будет счастлива.


    Я хочу умереть. Моя жизнь - катастрофа. И я хочу, чтобы она закончилась. Я не создана для жизни. И нет никакого толку в том, чтобы устраивать для меня все это. Я явно обречена быть несчастной и в других жизнях тоже. Дело во мне. Я ничего не приношу людям. Я погрязла в жалости к себе. И хочу умереть.
    • «Хочу», – произнесла она размеренным тоном, – какое любопытное слово. Оно означает нехватку. Порой, если мы восполняем этот недостаток чем-то иным, изначальное желание полностью исчезает. Может, у тебя проблема недостатка, а не проблема желания. Может, существует жизнь, которую ты действительно хочешь прожить.

    Но игра продолжается и книги выбираются. Она начинает пробовать самые нестандартные вариации своей жи

    • Трудно предсказать, верно? Что именно сделает нас счастливыми.
    ыми.

  • Что меня действительно волновало, так это то, что автор создаст идеальную романтическую линию с идеальным ТЕМ САМЫМ героем.

    Но какой же счастье, когда его не было, в разных жизнях девушка оказывалась с разными парнями, а ТОГО САМОГО из законов ромкома (ура!) не существовало, что лишь показывает, что отношения = долгая двухсторонняя работа.

    Единственный способ научиться - это прожить.

    ... и это была не та олимпийская мечта, какой я себе представляла. Это была прежняя я. ... Есть ли вообще другие жизни, или это только смена самих декораций?

    Шаг за шагом героиня лишается сожалений и ищет счастливую жизнь,

    ведь она уже ее хочет.

    И вот она - та самая.

    Но героиня не забывает о Библиотеке, не приживается, понимая, что это то что ей нужно, Нора чувствует себя чужой. Ведь все это не ее, это другой Норы, а не пройдя путь, она не получает удовольствия от жизни. Библиотека рушится, а Нора пишет свою книгу - ту самую, из которой пыталась сбежать. Она начинает желать свою осевую жизнь и это для меня лучшая концовка.

    Нам не показывают слащавый хэппи энд, никто не вытягивает героиню, она справляется сама, в каком-то роде Библиотекой может стать и работа с психотерапевтом, но главное, что девушка поняла:


    Настоящее откровение - обнаружить, что место вашего спасения и есть то самое, из которого вы бежали. Что тюрьма - это не пространство, а образ мыслей.

5
135