Рецензия на книгу
Маска и душа
Федор Шаляпин
noctu3 мая 2021 г.Я памятник себе воздвиг нерукотворный
Не ожидала такой прекрасной книги от Шаляпина. Выбирала на удачу, но попала в точку. Наверное, я не ожидала от него такого хорошего слога и проникновенного тона. Мы как-то с ним резонировали в том, что нас волновало и о чем было интересно ему писать, а мне - читать. Конечно, как личность он не весь выразился в этой книге. Наверное, многое осталось за страницами, что больше отражало его вспыльчивый нрав, как он сам признается под конец, и широкую душу. Но говорит он с читателями не как мировая знаменитость и талантливый артист, а просто как человек, которые хочет поделиться своими мыслями о мире и искусстве. При этм он не переходит в пошлость рассказа о семье, не выносит сор из избы. Он лишь мимолетом упоминает о своих женах и детях. Это книга о искусстве и его певце и верном служителе Шаляпине.
Начинает он свой рассказ с начала творческого пути и что способствовало его становлению как артиста. Удивительно, что когда-то Шаляпин был застенчивым и не мог пересилить себя при выступлении. Что любовь к искусству в его душе пробудили балаганщик и церковный хор мальчиков. Много мест и театров переменил певец, но нет в его рассказах какой-то злобы, как, скажем, у того же Бунина, или яда. Он пишет о великих людях, которых встречал за время карьеры, о громких именах, о своих впечатлениях, о хорошем, что делали и плохие люди тоже. Тут галереей стоят кратенькие портреты знаменитых художников, композиторов, писателей, известных в будущем деятелей советского аппарата. Не обошлось без рассказа и о разных курьезных, страшных и абсурдных ситуациях за время его долгой карьеры.
Книга разделена по содержанию на 3 части: это карьера в царской России, годы при большевиках и годы миграции, но очень кратко. Больше эта часть посвящена тому, как он не вернулся на родину и о разных проблемах вроде травли со стороны тех, кто его когда-то превозносил, разных сплетнях и клевете, с которыми он вынужден был сталкиваться, о тоске по русским лесам и природе.
И хотя на грустной ноте он подходит к концу, но она еще звонко звучит в тишине:
Я не создал своего театра. Придут другие - создадут. Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь.В том, что он не создал своего театра, он все же ошибается. Все выжившие дети, кроме одной дочери, связали себя с искусством и продолжили дело отца.
21483