Рецензия на книгу
Täiesti tavaline perekond
Маттиас Эдвардссон
Аноним3 мая 2021 г.Почти нормальный триллер
Книга гораздо проще, чем позиционируется аннотацией. Это не «захватывающий триллер», преступление уже свершилось, герои лишь вспоминают о нём и ждут развязки. Причём развязка не далеко уходит от одной из первых теорий. Аннотация обещает переворот с ног на голову, когда на сцене появляется новый персонаж, но серьёзных переворотов не происходит, только акцентируется взгляд и мнение нового героя.
Одно преступление, три части: от лица отца, дочери и матери. Отец – пастор, требует от дочери соответствовать неким стандартам воспитания и очень удивляется, что девочка отказывается играть по его правилам. Дочь – подросток в период перманентного бунта, страдает от отсутствия самоконтроля в силу то ли юного возраста, то ли какого-то психического отклонения. Мать – постоянно занятая адвокатесса, ругает себя за отсутствие внимания к собственной дочери, тайком сожалеет, что подруга дочери – не её дочь.
Когда дочь обвинили в убийстве, все герои начали вспоминать прошлое, анализировать свои поступки и пытаться понять, как они до этого докатились. Фишка романа – повествование от первого лица и ненадёжность рассказчиков – мне не понравилась. Повествование от первого лица должно быть чем-то обосновано: историей третьему лицу, дневниковыми записями или письмами, хотя бы внутренней исповедью. Здесь это просто поток мыслей героев, но тогда не понятно, почему в собственной голове они настолько ненадёжные рассказчики. Они противоречат не только друг другу, но иногда даже самим себе. И, конечно, самое раздражающее: фразы формата «тогда я ещё не знал, чем это обернётся», скрывающие интригу. Часто вы в голове мыслите подобными выражениями, обдумывая важные события?
Чтобы можно было назвать «Почти нормальную семью» триллером, автору стоило сделать совсем другую концовку. Серьёзно, я осталась разочарованной. Разгадка с точностью до деталей становится очевидна ещё на повествовании дочери, дальше история никуда не двигается. Я ожидала какой-то неожиданный финал, чтобы всё оказалось совсем не тем, чем казалось. Но нет.
Мне всю книгу не нравилась Амина, а финал подкрепил это впечатление. Есть ощущение, что она совсем не наивная простушка, уж больно удачно она выдавала «под давлением» родителям Стеллы все её секреты. Возможно, чтобы защитить её. Возможно, из ревности. Я ожидала, что в финале вскроется очередная её ложь. Возможно, Крис её не насиловал. Она могла солгать, испугавшись потерять Стеллу. Некоторые мелочи (например, сообщение на телефон) остались подвешенными, но в финале не хватило какой-то явной детали, чтобы осталось ощущение неоднозначной концовки. Сейчас это выглядит больше как недоработка автора, чем как намеренное сомнение.
А как драматическую историю её просто неинтересно читать, слишком старался автор написать триллер. Нам ничего не рассказывают прямо, герои постоянно юлят и мысленно обходят события стороной, пытаясь создавать интригу и нагнетать обстановку на пустом месте. Простой пример: мать и чёртов телефон. Ведь нельзя прямым текстом сказать: я избавилась от улики ради дочери и сделала бы это снова вопреки закону и своей профессии адвоката. Простая мысль, которая раскрывает отношение матери к ситуации. Но нет, мать мыслит «обходными путями», создавая у читателя интригу, держала ли она этот телефон в руках и куда дела, если держала, чтобы мы до последнего сомневались. Это должно помочь триллерной составляющей, но мешает драматической.
11567