Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Портрет художника в юности

Джеймс Джойс

  • Аватар пользователя
    Аноним7 ноября 2012 г.

    Как и многие, взялась за эту книгу в рамках стратегического наступления на крепость под названием «Улисс». Что ж, должна признать, что для меня это скорее оказался шаг назад. Наслушавшись о невероятной сложности восприятия Джойса, я заранее приготовилась к худшему. А именно - что на голову свалится некая неудобочитаемая конструкция, изобилующая незнакомыми словами, пространными рассуждениями и интеллектуальными вывертами. Поэтому я даже расстроилась, практически не обнаружив ничего такого, а взамен столкнувшись с другой трудностью: странной неоднородностью и разорванностью текста. И именно так весь роман отпечатался у меня в памяти: тремя большими кусками, совершенно разными по подаче и степени воздействия на читателя.

    Сначала мы видим главного героя – альтер эго писателя – мальчиком – робким, ранимым, замкнутым. Он одинаково далёк как от мира взрослых, так и от своих сверстников: первые ведут нелепые споры о политике и религии, решают какие-то непонятные материальные проблемы; вторые смешны в своей праздной весёлости и непосредственности. Уже сейчас проявляются качества, которые позже станут определяющими в личности Стивена Дедала: неприспособленность к практической жизни, болезненная впечатлительность, склонность к идеализму, зацикленность на себе.

    Таким, отгорожённым от окружающего мира бетонной стеной, Стивен встречает и юность, которая на миг позволяет ему почувствовать себя «обычным» человеком, имеющим вкус к удовольствиям и развлечениям. Но вот тут-то курс повествования диаметрально меняется: рассказчик вдруг обрушивает на героя, а вместе с ним и на читателя, как каменную глыбу, проповедь о смерти и о Страшном суде. Проповедь многословную, тяжёлую, рисующую в воображении картины реалистичные и пугающие. Закономерна последовавшая за ней религиозная экзальтация Дедала, его нравственные метания той поры. Так же как и не возникает вопросов, почему его религиозный пыл постепенно угасает, почему он, одиночка по призванию, устремлённый к великим деяниям и поиску собственного пути, полностью отстраняется как от религии, так и от отца, и от отечества.

    И как раз тогда, когда герой становится если не близок, то хотя бы понятен, начинается та самая «третья часть», уместившаяся в последнюю главу. Автора будто подменяют, друг за другом идут какие-то бессвязные разговоры Дедала с однокурсниками, с другом, со священником. О сущности красоты, о политических реалиях Ирландии того времени, немного о вере, немного о поэзии, немного ни о чём. Все будто тянут время и топчутся на месте. И я понимаю, что всё это не то что бы слишком сложно, но совершенно не имеет ко мне никакого отношения, не вызывает отклика – далёкие люди в далёком месте и в далёкое время спорят о пустяках. А Дедал как личность так вовсе к финалу затерялся в этой болтовне.

    Такая урывочность и нецельность текста оставила общее ощущение неудовлетворённости, как будто чего-то важного недосказали, оставили с носом. То ли я ещё не готова по достоинству оценить Джойса, то ли он действительно зануда, о котором слишком много говорят – думаю, смогу это решить только после знакомства с его главным романом.

    4
    49