Рецензия на книгу
Осиная Фабрика
Иэн Бэнкс
Fermalion7 ноября 2012 г.Эта книга — живейшая иллюстрация того, что может случиться с молодым человеком в самом расцвете сил, если у него полно времени и некуда приложить силушку богатырскую да удаль молодецкую.
В армии солдат заставляют мести плац ломом, на гражданке добру молодцу бывает полезно сходить в спортзал часа на три с полной выкладкой, а все с одной целью: чтобы на всю эту херню, которой занимается Фрэнк, не оставалось ни сил, ни желания.
Серьезно: если бы главному герою сызмальства прописывались ядреные отцовские люли, то ничего из этого могло бы не случиться. Но увы: гуманистическое воспитание в этих ваших европах такое гуманистическое... (Тут можно было бы поразглагольствовать в том ключе, что отец, терзаемый чувством вины и кучей комплексов выбрал стратегией воспитания сына осторожнейшее «не навреди», и т. д., и т. п., но делать этого не нужно: глубокое копание в психологии не вписывается в общий драйв книги и грозит завести нас в совсем не те степи. По крайней мере, поначалу.)Итак, Фрэнк, да. Шестнадцать лет, три убийства но ни одной судимости (скользкий парниша). Основные занятия — отправление мистических ритуалов собственного изобретения (с обязательными жертвами в виде кроликов, мышей и чаек) и игра в фильм «Пила» с осами. Хобби — бухло, саморефлексия и женоненавистничество.
Или вот его папаша, пожалуйста. Любит измерять диаметр тарелки, объем чайной ложки и высоту дверного косяка, считает, что Земля имеет форму ленты Мебиуса, а по запаху, пардон, испускаемых ветров может определить, что вы ели на обед или даже на завтрак.
Или Эрик — пироман, любитель собак и мясных блюд. Предпочитает совмещать все три удовольствия в одном (игра слов «hot dog» столь же абсолютно понятна, сколь и непереводима).И стоит ли от этого анатомического театра ожидать какого-нибудь адекватного представления?
Повествование размеренное, тщательно выверенное и в меру трэшовое. Нигде не провисает и не буксует, слегка набирая обороты к концу, читается с интересом, но без нездорового возбуждения.
Откровенную мерзость или излишне кровавую физиологичность автор корректно обошел почти везде (а в том единственном месте, где все-таки не обошел, сумел подать это как необходимость, закономерный апофеоз предыдущего нагнетания — отторжения не вызывает).В общем, тут все сделано хорошо, добротно.
Бэнкс предпочел не искать добра от добра и не прыгать выше своего роста в поисках каких-то будоражащих идей и решений.
Он твердо стоит на ногах, имеет четкое представление о том, что хочет сказать, и не спешит говорить больше.
С одной стороны — история получается очень правильная, выстроенная по всем канонам «триллера про сумасшедших».
С другой — ничего особо гениального тут все-таки нет, и даже неожиданная концовка хоть и «взбалтывает» сознание читателя, но, в принципе, не несет в себе ничего сверхпрекрасного.Читать этот роман не то что бы «однозначно стоит», но «однозначно можно», это точно.
Весьма увлекательно и интересно, в меру жестко, но без перехлестов (если только вы не девица-гимназистка, падающая в обморок от слова «жопа»).
Выражаясь спортивными терминами, это как утренняя пробежка: бодрит, тонизирует, поддерживает форму, но не усаживает до боли в мышцах и рези в боку.Как литературный дебют — просто отлично, но в категориях общекультурной литературной ценности — ровно ничего выдающегося.
Хорошо.
85513