Рецензия на книгу
Слепота
Жозе Сарамаго
silver_autumn29 октября 2012 г.Ох, каким же разным может быть Сарамаго! Вот он изящно сплетает кружево слов, рисуя восхитительно-нежные пастельные пейзажи. Вот он посмеивается в кулак, изящно вытаскивая на поверхность слабые места религии. А вот он безжалостно препарирует человеческую сущность, извлекая из её глубины всё самое противное и жестокое, что мы так долго старались запрятать подальше.
Представьте себе, что вы потеряли голос. Неприятно? Но поправимо. Потеряли слух? Вызовет много проблем, но всё-таки выход из положения найдётся. Проблемы с обонянием? Проживём как-нибудь без духов. А если вы лишились зрения? Правда, страшно? Оказаться в вечном одиночестве посреди огромного мира, который станет мгновенно чужим и враждебным, который вы уже не сможете понять, даже стараясь всеми силами. Страшно до колик.
Сарамаго не зря бьёт по нашему самому слабому месту — он прекрасно, точно и выверено наносит удары. Как, впрочем, и всегда. Он прокладывает тонкую тропу повествования так, что ты веришь — веришь во всё, потому что стоит представить себя на месте одного из несчастных, оказавшихся в этом ослепнувшем мире, ты мгновенно покрываешься липким потом от страха, хочешь стереть эту картинку из памяти и воображения — и не можешь.
В этом мире никому не нужны имена. Есть первый слепец и его жена, доктор и жена доктора, девушка в тёмных очках и дед с чёрной повязкой, таксист и мальчик. Здесь неважно, кем ты был в прошлой жизни — разве что рождённым слепым, в ином случае у тебя нет преимуществ. Здесь равны все, все одинаково напуганы и беспомощны. Только кто-то ожесточился больше, а кто-то пытается сохранить понятия о честности и взаимопомощи. Правда, ненадолго.
Сарамаго бросается в нас отвратными картинками — загаженным городом, изнасилованными женщинами, едоками сырого мяса, убийцами. И перемежает эту картину более тёплыми эпизодами — бытом первой палаты, её жителями, которые ещё сохраняют эмоции, переплетёнными руками безымянных влюблённых и слёзным псом. Это не создаёт баланс, нет, это делает ситуацию более верибельной. Это заставляет сопереживать.
Но не для того ведь Сарамаго затевал всю чехарду, чтобы написать пару слов о начале очередного — пусть и оригинального — почти-апокалипсиса. Он страница за страницей показывает, во что превратится человек, если поставить его в такие условия. На что он пойдёт. О чём промолчит, кого сможет предать, кого сможет убить, кому поможет, кого оставить подыхать. О чём будет думать — а будет ли? — кроме краюхи хлеба и места для ночлега. Мечтать услышать знакомую мелодию? Ловить каждую строку читаемой вслух книги? Писать хронику событий, вслепую водя ручкой по клочку бумаги? Да, всё это будет. Рядом с насилием и загаженными улицами — будет. И, наверное, от этого становится ещё страшнее.
Замечательная книга, пробирающая до костей, заставляющая просыпаться ночами от кошмаров. Такие книги надо читать — «Слепота» находится в одном шаге от пост-апокалипсиса, в одном шаге от антиутопии, но на самом деле она до предела реальна и натуралистична и открывает глаза на многие из тех тем, о которым мы боимся думать, а многие авторы предпочитают скромно молчать.
44158