Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Moon and the Sun

Vonda N. McIntyre

  • Аватар пользователя
    Count_in_Law19 апреля 2021 г.
    Важно лишь, во что верит король.

    В 1998 году роман Макинтайр соперничал в финале "Небьюлы" с "Игрой престолов" Джорджа Мартина и в итоге получил эту престижную премию ассоциации писателей-фантастов.
    Что интересно, в обеих книгах присутствует умный карлик с отличным чувством юмора, который занимает видное место при дворе. Тогда жюри отдало предпочтение графу де Кретьену, хотя сейчас большинство людей выбрало бы, пожалуй, Тириона Ланнистера - просто потому, что экранное его воплощение обрело небывалую популярность, в то время как попытка экранизации "Луны и солнца" затухла в 2016 году после очередных досъемок, да и вообще собиралась обойтись без карлика.

    Безотносительно запутанной истории с киноадаптацией книга Макинтайр кажется удачной, хотя и несколько медитативной.
    Сюжет истории о Людовике XIV, повелевшем поймать русалку и запустить её в один из фонтанов Версаля, чтобы потом красиво подать её

    на блюде

    во время грандиозного праздника с участием зарубежных гостей и тем самым обессмертиться, тянет в лучшем случае на повесть, но растянут на 500 страниц романа, изданного убористым шрифтом (в этом смысле Макинтайр снова забавно параллелится с Мартином, о чьей графомании в приличном фанатском обществе говорить не принято, хотя что-то такое мы все, конечно, подозревали, вне зависимости от любви к вертким карликам).
    Объем наращивается за счет массы деталей. Наблюдая за историей глазами 20-летней фрейлины племянницы короля, читатель втягивается в медленно закручивающийся водоворот придворных сплетен и увеселений. Простейшая сцена в порту со встречей корабля с русалкой может растянуться на три десятка страниц, а главное действо праздника займет уже под сотню.

    Впрочем, низкая концентрация событий, на мой взгляд, совсем не портит этот текст, чья прелесть кроется не в остросюжетных поворотах и не в сведенном к минимуму фэнтезийном элементе в лице той самой русалки, а в атмосфере и героях.
    Версаль Людовика XIV выглядит одновременно роскошным и отвратительным, главная героиня Мари-Жозеф чрезвычайно талантлива во всем, за что берется, граф де Кретьен великолепен в своей сдержанности и преданности, а прочие придворные демонстрируют невероятный баланс чувственности, бессовестности и обаяния, который придает дьявольское очарование практически любой сцене книги.
    Их взаимодействие увлекает и заставляет о многом задуматься. Но едва ли не больше остальных неожиданно запоминается сам Король-Солнце - человек огромной харизмы и ума, в исполнении Макинтайр сочетающий в себе высокомерие и тщеславие с состраданием и адекватным восприятием ситуации.

    В итоге у автора получается что-то волшебное.
    Альтернативная история с капелькой фэнтези.
    Тщательно выстроенный исторический роман с ненатужной, тонко развивающейся романтикой.
    Богатая образами, лиричная проза, глубоко проникающая в человеческую природу.
    Простой с виду текст, умело, всего несколькими словами создающий сцену, полную жизни, зрелищ, звуков, действия и предвкушения. Тех самых деталей, которые вплетаются в ткань простенького рисунка повествования подобно тончайшим нитям гобелена и украшают его чарующим фоном в приятно неторопливом темпе.

    Амбиции и страхи тех, кто находится при дворе.
    Тема возможностей, растраченных впустую из-за самонадеянности.
    Я поставила бы высший балл, не будь у книги такого неприлично сказочного финала.


    Возвращение в Версаль длилось целую вечность; возвращение в Версаль длилось одно мгновение.

    Приятного вам шелеста страниц!

    28
    1,7K