Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 2

Иоганн Вольфганг фон Гёте

  • Аватар пользователя
    Аноним18 апреля 2021 г.

    Так что же на самом деле означает " Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо"

    Истоки:

    Рецензия на украинском

    Изучая предпосылки возникновения «Фауста» Гете, я попал в Англию XVI века во времена зарождения английского театра. Образ мистического персонажа Иоганна Фауста настолько укоренился в немецкой культуре, предшествовавший созданию народных рассказов. В 1587 в Германии появляется книга с этими народными историями о Фаусте, написанная для широкой общественности. Она становится настолько популярной, что производится и переводится на разных языках, и попадает в Англию.

    А уже где-то в 1590 Марло создает трагедию «Трагическая история доктора Фауста», и ставит ее в театре. В 1642 английский театр запрещают, как и постановки Фауста в Германии, и они переходят в кукольный театр, где с ними впоследствии знакомится молодой Гете.

    Я часть той силы... Что же это означает:


    Мефистофель

    Часть вечной силы я,
    Всегда желавший зла, творившей лишь благое.

    Фауст

    Кудряво сказано; а проще — что такое?

    Мефистофель

    Я отрицаю всё — и в этом суть моя.
    Затем, что лишь на то, чтоб с громом провалиться,
    Годна вся эта дрянь, что на земле живёт.
    Не лучше ль было б им уж вовсе не родиться!
    Короче, всё, что злом ваш брат зовёт, —
    Стремленье разрушать, дела и мысли злые,
    Вот это всё — моя стихия.

    Фауст

    Ты мне сказал: «я часть»; но весь ты предо мной?

    Мефистофель

    Я скромно высказал лишь правду, без сомненья.
    Ведь это только вы мирок нелепый свой
    Считаете за всё, за центр всего творенья!
    А я — лишь части часть, которая была
    В начале всё той тьмы, что свет произвела,
    Надменный свет, что спорить стал с рожденья
    С могучей ночью, матерью творенья.
    Но всё ж ему не дорасти до нас!
    Что б он ни породил, всё это каждый раз
    Неразделимо связано с телами,
    Произошло от тел, прекрасно лишь в телах,
    В границах тел должно всегда остаться,
    И — право, кажется, недолго дожидаться —
    Он сам развалится с телами в тлен и прах.


    А теперь на украинском, уже намного больше к истине:


    Я — тої сили часть,

    Що робить лиш добро, бажаючи лиш злого.

    Фауст

    Це загадка! Розгадку ж хто подасть?

    Мефістофель

    Я — заперечення усього!

    Бо всяка річ, що постає,

    Кінець кінцем нічим стає,

    І жодна річ буття не гідна.

    А все, що ви звете гріхом,

    Чи згубою, чи просто злом, —

    Ото моя стихія рідна.

    Фауст

    Ти кажеш, що ти — часть,

    а сам з'явивсь цілком.

    Мефістофель

    Мені чужа зарозумілість.

    Це ж тільки ви з своїм дурним світком

    Себе вважаєте за цілість.

    Я ж — часть од часті лиш,

    що перше всім була,

    Частинка тої тьми, що світло привела,

    Те світло гордеє, що хочеться йому

    З одвічних володінь прогнати матір тьму.

    Та це йому не вдасться — шкода сил,

    Воно навік приковане до тіл:

    Од тіл тече, в тілах лише прекрасне,

    Тілами лиш спиняється в ході,

    А згинуть ті тіла — тоді

    Й воно разом з тілами згасне.


    Мефистофель делает подмену понятий и говорит, что важней всего Тьма, поскольку она породила свет, то есть Бога. А тьму в книге Гете символизируют триединые матери, к которым Фауст должен спускаться. И здесь мы неправильно понимаем цитату, поскольку Мефистофель считает себя частицей и порождение Тьмы, а она как создательница мира - добрая, по мнению Мефистофеля.

    И цитатой разобрались, а теперь перейдем к рецензии:

    В основе трагедии заложена фигура человека, который действительно существовал. Иоганн Фауст жил в средневековье и считался магом, чернокнижником и колдуном. В дальнейшем эта таинственная фигура настолько обросла мифами и легендами, надолго укоренилась в европейском эпосе и фольклоре. Повествования о таинственном докторе Фаусте вошли в литературу, и были написаны простым языком для широкой общественности. Их ставили в театрах и кукольных спектаклях, где собственно и увидел этот образ Гете.

    Чтобы получше понять книгу, стоит описать контекст. В книге много христианских мотивов, поэтому интересно имел ли Гете причастность к христианству. Узнать о симпатии или антипатии не так легко, но историки литературы, находят много писем Гете, где узнают его отношение. К христианству он относился двусмысленно, с одной стороны ему нравились христианские идеи, но он не любил церковный клир и церковь.

    Гете смотрел и любил античность. Думаю, это стремление немецкого духа вернуться к истокам, о чем впоследствии будет писать Ницше. По моему мнению, в «Фаусте» Гете, возрождается этот дух античности. По стилю и атмосфере трагедия Гете может равняться с трагедиями Софокла или поэмами Гомера.

    Сюжет

    Мы видим образ ученого Фауста который находится в отчаянии. Его комната напоминает келью, или кабинет ученого который закрылся от мира и ушел в книги и науку. Всю свою жизнь проведя за книгами, он изучал науки. И все же он не узнал каких-нибудь сакральных знаний о бытии и мироздании. Поскольку наука апофатическая, он открывает для себя магию. И вызывает духов.

    Если говорить об античной традиции, то мы видим противостояние двух начал, дионисийского и аполлоновского. Одна часть души Фауста хочет к идеям, к мышлению и познанию, другая же хочет земных утех. Выхолощенный от науки ум, стремится припасть устами к бокалу Вакха, то есть Диониса и насладиться живительной энергией высоких эмоций и чувств. Фауст становится античным героем и отправляется в свою одиссею. Первая часть начинается в центральной Европе, и развивается когда, наступает Вальпургиева ночь, а потом переносится в античную Грецию.

    Отведав первой любви с привкусом горечи с Маргаритой, античный герой стремится к великим свершениям. Здесь и политика и жажда воплощения больших идей. Также Фауст узнает что в Спарту возвращается легендарная Елена, по которой началась война с Троей. Благодаря махинациям Мефистофеля который является классическим трикстером, Елена попадает во дворец Фауста. А завершение истории с их сыном олицетворяет античную мифологию в образе Икара.

    Итоги:

    Прежде всего, думаю, что Гете стремился провести путь от античности к средневековью, совместить поэзию этих эпох, и продемонстрировать, что дух античности может возрождаться и вдохновлять людей в новые времена. Сначала в идейном поединке сходится Мефистофель с богами Олимпа, а затем эти две разные традиции, два мира объединяются в любви Фауста и Елены. В этом произведении Гете не только вдохновляется античностью, но и приводит много видений будущего.

    Для меня «Фауст» является античной трагедией. Но признаюсь, что я не все понял и особенно финал. Гете писал «Фауста» шестьдесят лет и вторую часть завещал опубликовать после своей смерти. В этой трагедии есть что-то загадочное и непонятное, целые философские пласты идей и смыслов от политических до религиозных. Почему нерелигиозный Гете выбирает христианский финал с явлением Богородицы? Почему Фауст попадает в рай? А слова Богородицы для меня остались загадкой. Не думаю, что здесь стоит искать легких ответов.

    8
    1K