Рецензия на книгу
Что скрывал покойник
Луиза Пенни
Аноним16 апреля 2021 г.Да, это хороший детектив. Он написан по всем правилам жанра. Он написан правильно, как хорошее сочинение ученицей-отличницей. Иногда увлекательно. Иногда - скучно. Но всегда - с неизменной симпатией к главному герою Арману Гамашу.
Этот детектив, который приехал для расследования убийства в местечко в Канаде под названием "Три сосны", неправильный какой-то. Он не в ладах с начальством, часто грубит своей ученице Николь. Девушка прям жаждет своих успехов на полицейском поприще, вот прямо сейчас Гамаш ей скажет "Спасибо за бесцеремонность" - ан нет, ничего этого нет. Потому что полицейское расследование - это игра строго по правилам, и каждое правило тут прописано неудачным опытом в прошлом. У Гамаша были ошибки в прошлом, и поэтому он строг к своей ученице, но не излишне. Недобрый и строгий учитель - это уместно в полиции.
Поначалу Гамаш кажется медлительным и неуверенным стариком. У него интересная манера думать, ничего не утверждая и не отвергая. Это не молниеносная реакция Холмса с его некоторыми делами на одну трубку. Неторопливый, обстоятельный опрос жителей деревни. В таком опросе важно каждое слово. Если вместо "Как вы относитесь к жене?" спросить "Как сильно вы её любите?", может произойти ошибка следствия, и появится очередная жертва. Впервые мне встречается такой серьёзный анализ детективом своих ошибок, я была озадачена даже. Мы многим словам не придаём значения, а уж целые предложения бессмыслицы можно услышать где угодно. Даже в той же деревне "Три сосны". Эти предложения кто-то слушает. Вкладывает в них свой смысл. И идёт убивать или писать картину. Многое зависит от того, что мы скажем и как мы спросим.
Чем ещё отличается Гамаш от других сыщиков? Писательница решила не идти по шаблону А. Кристи и А. К. Дойля, сделав своего героя женатым. Нет, он занимается полицейским делом не потому, что одинок и очень умён, и вроде как надо где-то применить свои умственные способности. Просто Гамаш любит свою работу. Кстати, что меня окончательно расположило к нему - он готов был взять в деревню свою жену. Согласитесь, это не похоже на детектива-сухаря.
Ну и, конечно, тут сюжет падает прямо писательнице в руки - в результате опроса местных жителей перед читателями раскрывается жизнь маленькой деревни. Люди очень разные, каждый, на мой взгляд, со своими тараканами в голове. Тараканы видны сразу, с первого знакомства с ними. А вот после, когда проживёшь с героями не одну страницу, понимаешь, что всё, чего хотят жители - просто тихо-мирно жить своей жизнью, никого не трогая. Убийственно тихо и счастливо. Но как я ни старалась поставить знак "равно" между моими мыслями и этим самым "убийственно тихо", ничего не получалось, если на сцене оказывалась парочка Оливье и Габри. Вот не могу я тут согласиться с писательницей, и всё тут. Они милые, хорошие, но книга прекрасно обошлась бы и без голубой темы, даже мимолётом.
В некотором смысле книга познавательна в плане живописи. Я не знаток в этом искусстве, но одна фраза запомнилась: "Джейн никогда не писала вертикальными штрихами". Тут я, у которой по школьному рисованию никогда не было оценки выше тройки, взялась за карандаш и бумагу. В общем, ничего у меня не получилось, что ожидаемо, но зато узнала о таком методе в живописи. В новинку оказался и способ стирания ранее написанного. Забегая вперёд, скажу, что ластик тут не нужен.
Да, иногда было скучно. Представьте, что вы приехали в деревню, когда всё уже произошло. Расследование откровенно затянулось, ведь Гамаш очень дотошный полицейский. Вы читаете о чужих жизнях, у большинства из них всё самое значимое уже случилось. Замечательный писательский приём, когда начинаешь подозревать каждого, на этот раз сыграл злую шутку. Я поняла, что не выиграю у писателя эту игру, угадав убийцу до конца книги. Азарт пропал на середине книги. На последних страницах мой читательский интерес возрос. Но нет послевкусия. Обычный деревенский детектив, ничем не выделяется из ряда других современных произведений. Очень уютный в дождливую погоду.69781