Рецензия на книгу
Пятый персонаж
Робертсон Дэвис
Аноним27 октября 2012 г.В химии есть такое понятие катализатора.
Как очевидно знают многие, это такое вещество, которое само в реакции не участвует, но значительно ускоряет ее протекание. Такое определение, конечно, несколько лукаво, ведь катализатор как раз-таки участвует - образуя промежуточные продукты, которые облегчают необходимые химические процессы, однако к концу он полностью восстанавливается. И получается, что как бы и поучаствовал, и будто бы и нет - но что-то в мире несомненно изменилось.
Вот так и пятый персонаж. Главный герой умудряется принять участие в жизни многих других, при этом значительно влияя на их судьбу - и как бы оставаясь при своих. Он из тех, кто поневоле подталкивают первую доминошку в судьбах людей, и дальше может лишь наблюдать падение целых лабиринтов, при этом не понимая своей роли. Сам себя отстраняя от активного участия как в своей, так и в чужой жизни, "пятый персонаж" все же работает скрытым двигателем, вечным катализатором происходящего. Его неспобность изменяться в таких реакциях удивляет кого угодно, кроме него самого: с самого детства он с педантичным спокойствием марширует по жизни.
Вообще всегда очень странно читать, когда в границах одной, вовсе недлинной книги, ребенок с его радостной наивностью и храброй искренностью превращается в скучноватого, слегка напыщенного взрослого с измятой судьбой - и ты не можешь не изумляться: ну куда, куда же девается бесконечное детское любопытство и готовность менять мир?
Хотя... С удивительно взрослой болезненной ответственностью, смешанной с чисто детскими страхами и предрассудками, он продирается через детство. И уже с младых лет привыкает быть камнем рациональности, островком рассудка, которому вечно суждено уравновешивать чужое безумие. Так, он сдерживает меркнущий разум женщины, которая по его мнению чуть не потеряла ребенка по его вине. Он противостоит нелепому клерикализму и христианству головного мозга папаши этого ребенка, обучая маленького мальчугана "магии" фокусов. Данстан сдерживает авантюризм своего стремительно богатеющего друга, привносит смысла в жизнь странствующего фокусника.
Но иррацио в жизни слишком много - и постепенно наш герой все больше погружается в заборы собственного я, понимая, насколько легко свой рассудок можно и потерять. Парадоксально, но с потрясающим хладнокровием он проходит через Первую мировую, Великую депрессию, любовные неудачи и житейские драмы. Данстан проживает многие кусочки чужих жизней, практически не имея своей: недаром он стал агиографом, скрупулезным биографом святых. Радости и горести, приключения и потери, победы и поражения - все это Данстан переживает через других, служа верным хранителем частиц их души: вины, страха, гордости, любви - которые он не задумываючись позаимствовал.
Вообще, стоит заметить, что давно не было так хорошо от прозы. Внимательность, граничащая с педантичностью, к деталям, сочный, образный язык, несколько гротескные персонажи, которые сами прекрасно объясняют свою нелепость, легкий авантюрный дух путешествий, приглушенный трагизм и невероятная связанность всего происходящего. Казалось бы, сама завязка романа и его финал находятся буквально в шаге друг от друга, однако после развязки все произошедшее приобретает совсем другой окрас. Более того, Дэвис ненавязчиво украшает роман подтемами на любой вкус. Тут и религиозный опыт, и дьяволщина, и беспощадный провинциализм, и ироничный провиденциализм, и школьные истории любви, и "каждая несчастная семья несчастлива по-своему", да и много еще чего.
Эх, доберусь я еще до двух других книг Дэптфордской трилогии...
1434