Рецензия на книгу
The Seven Deaths of Evelyn Hardcastle
Stuart Turton
Аноним16 апреля 2021 г."... Не все круги ада одинаковы..."
"... Недостаток информации заставляет действовать вслепую. Избыток информации ослепляет..."
Ух, это было действительно необычно, свежо и отчасти новаторски! Нельзя сказать, что до Стюарта Тёртона никто не использовал такой литературный прием как высветление одних и тех же событий с точки зрения различных персонажей - в тех же самых классических детективах частенько сыщик опрашивает всех свидетелей по очереди и каждый преподносит ему свое видение картины преступления, по кусочкам которой детективу предстоит пролить свет на истинное положение вещей. Однако данный автор пошел дальше своих предшественников и перещеголял их в плане обрамления этого способа повествования, добавив к нему некоторых мистически-сверхъестественных красок. Мы не просто слушаем пересказ событий, произошедших в замке Блэкхит-хаус, в исполнении восьми различных героев - мы и есть восемь различных ипостасей одного и того же героя, каждая ипостась которого способна творить историю и влиять на то, что происходит с остальными. Каждой из них отпущен один и тот же день, который она должна использовать по максимуму, чтобы приблизиться к разгадке того, кто же убил дочь хозяев - Эвелину Хардкасл. Эти восемь личностей абсолютно непохожи друг на друга, обладают различными достоинствами и недостатками, которые тот, кого к ним подселяют, должен научиться правильно использовать для расследования произошедшего преступления.
Построение сюжета этой книги я бы сравнила с плетением косы. Согласитесь, никого уже не удивишь умением плести косу из трех прядей. А что Вы скажите, если прядей будет не три, а восемь? И все они будут разной длинны... Автор очень искусно вплетает в единый сюжет все крохи информации, которые добывают для нас те восемь человек, которым довелось вести расследование. Я поражаюсь и восхищаюсь тем, что писателю удалось не запутаться самому в расставленных им ловушках и сюжетных хитросплетениях. Я, к сожалению, оказалась слабее, чем он и где-то после того, как мы прожили один и тот же день с третьей личностью, начала терять нить повествования, путаться в том, что и глазами кого мы видели, кто что говорил и кто что думал... К концу книги весь массив сведений, полученных в процессе ее чтениях, превратился в моей голове в кашу. Такое ощущение, что я старалась, старалась разграничить те исходные данные, которые собрала наша великолепная восьмерка, и одновременно вылепить из них какую-то общую картину произошедшего, а кто-то взял миксер и взбил это до единого кашеобразного состояния, в котором уже ничего не разобрать. Признаюсь честно, к финалу я уже несколько утомилась от всего происходящего и, если старт книги был взят мою резво и с интересом, то к концу появилась какая-то скука, апатия и желание дотянуть до развязки, не сойдя окончательно с ума.
В целом у сюжета были все предпосылки для того, чтобы мне понравится. Во-первых, отлично выдержана мрачная, готическая атмосфера старинных английских поместий, населенных обитателями, скрывающими множество тайн, след которых порой тянется далеко в прошлое. Во-вторых, сама детективная составляющая, предполагающая расследование не только ныне свершившего убийства Эвелины Хардкасл, но и распутывание связанного с ним преступления, произошедшего двадцать лет назад. В третьих, отдельные элементы триллера, присутствующие в сюжете, когда разворачивается игра, чьи правила никому не известны, чьи участники поголовно притворяются кем-то другим и практически до конца неясно, кто кому друг, а кто - враг и откуда ждать помощи, а откуда - удара в спину... В четвертых, это сама идея временной петли, в которой застряли наши герои. Нам даны лишь их стартовые позиции и 24 часа на то, чтобы во всем разобраться - иначе, если день прожит, а результат не получен, персонажи, как заводные игрушки, возвращаются на исходную и гонка по кругу начинается заново... В-пятых, это сама идея Блэкхит-хауса - не стану уточнять, в чем суть, потому что получится жирно-спойлерно, но задумка мне понравилась. И казалось бы, перечисленного немало и должно быть достаточно для того, чтобы высоко оценить книгу!
Но, увы, на мой взгляд автор несколько перемудрил с воплощением в жизнь своей идеи и эта литературная башня, не выдержав нагромождения множества героев, сложных сюжетных линий и ходов, рухнула, придавив меня своей тяжестью. Поэтому в финале я чувствовала в большинстве своем лишь облегчение от того, что наконец-то все закончилось, день сурка больше не повториться и Эвелина Хардкасл перестанет ежедневно умирать, а мы - расследовать ее смерть... Плюс ко всему, как мне кажется, я допустила определенный промах в манере чтения - когда я уставала от непрерывной сюжетной круговерти, я брала паузы и откладывала книгу. Подобного делать не стоило, потому что, вынырнув из этого омута, со временем возвращаться туда было еще сложнее и ощущение потерянности и растерянности от того, что я не так внимательно отслеживаю сюжет, как мне бы хотелось, давило на меня мертвым грузом. В идеале книгу стоит читать с ходу, запоем, не теряя ни на минуту никого и ничего из виду... А чтобы до конца разобраться, утрясти и разложить в собственной голове все по полочкам - даже дважды. Но, несмотря ни на что, авторскую задумку я оценила - она великолепна! С фантазией у Стюарта Тёртона все в порядке и я с удовольствием почитала бы что-нибудь еще у него, но желательно чуточку попроще и не столь головоломное...
453,3K