Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тобол. Много званых

Алексей Иванов

  • Аватар пользователя
    Аноним15 апреля 2021 г.

    Очередное захватывающее путешествие в Сибирь

    Я раньше частенько размышлял на тему великого наследия русской литературы. Вот, были Толстой, Достоевский, Чехов, Булгаков, - да разве ж всех перечислишь!
    А вот сегодня, интересно, живут среди нас Лермонтовы или Гоголи? Какое литературное наследство мы передадим нашим потомкам? Да и будет ли вообще что передавать?
    Этот вопрос решился сам собой, причем, решился однозначно положительно, после того, как я познакомился с творчеством таких писателей, как Евгений Водолазкин, Валерий Залотуха, Захар Прилепин и, конечно же, Алексей Иванов.
    В последнее время я уже не раз был замечен в близких читательских связях с этим автором. Что поделаешь! К хорошему быстро привыкаешь.
    Примечательно: автор с самой что ни на есть обычной, тривиальной, а местами даже иронично избитой ("русский Иван":-))) фамилией пишет по-настоящему нерядовые, многоплановые, интереснейшие книги о нашей жизни и богатой русской истории.
    Двухтомник "Тобол" - очередное захватывающее путешествие в любимую автором Сибирь, на этот раз начала 18 века.
    После первой книги этого романа-пеплума "Тобол. Много званых" я в очередной раз удивился художественному размаху Иванова. География повествования - эгегей! Бескрайние степи, дремучая тайга, великие русские реки. Везде чувствуется раздолье, ширь, разлив. Героев так много, что среди них сложно выбрать главного персонажа. Все они детально и с большой любовью прописаны автором, и каждый из них в своё время выходит на первый план, чтобы полностью захватить твоё внимание и увлечь за собой.
    Но первый том - это всего лишь знакомство. Поэтому сильных эмоций он не вызывает. Главные события и сплетение всех сюжетных
    линий в тугой клубок начинается со второй книги - "Тобол. Мало избранных". Именно на её страницах я не раз с трудом сдерживал слёзы. Это какая-то магия! Автор так подбирает слова, что, читая их, ты не просто представляешь себе происходящее, ты как-будто становишься участником описываемых событий.
    Очень сильна история архитектона Ремезова. Именно с ним связаны самые эмоциональные моменты - от искренних слёз сопереживания до неудержимого смеха. Глубоки и трогательны образы владыки Иоанна и митрополита Филофея, интересны и непохожи одна на другую судьбы шведских пленных, трагичен и таинственен рассказ о вогульских близняшках Айкони и Хомани. Да разве ж всех перечислишь!
    Так сложилось, что в день, когда я закончил читать этот захватывающий исторический эпос, в прокат вышел фильм по мотивам книги. Понятное дело, я помчался в кинотеатр.
    Впечатление - как у кота, которого гладили, ласкали, обещали отвезти к симпатичной кошечке, а потом взяли и кастрировали. Я, конечно, извиняюсь, но кастрация - это самое подходящее определение того, что сделали с книгой. От сюжетного клубка осталась одна, причем достаточно грубо выдранная нитка. Герои какие-то глянцевые, показушные и, опять же, выхолощенные. Да и картинка скудновата и предсказуема в отличие от тех же красочных, почти сказочных образов природы в тексте Иванова.
    Удовольствие, впрочем, я всё равно получил. Во-первых, мы с женой уже давно не ходили в кино, а во-вторых, фильм, хоть и оскоплённый, все равно ярко оживил воспоминания от увлекательного путешествия в мир творчества прекрасного современного писателя Алексея Иванова.

    8
    834