Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Древо Иуды

Арчибальд Кронин

  • Аватар пользователя
    Аноним10 апреля 2021 г.

    Сказ о Великом грешнике

    «Древо Иуды» - очередной шедевр от мастера психологической прозы Арчибальда Кронина, роман, который был прочитан мной буквально на одном дыхании. За что я так ценю творчество этого писателя – так это за его талант сделать своих героев по-настоящему живыми, как будто сошедшими на книжные страницы из реальной жизни. Это и есть главная изюминка всех его романов, позволяющая довести уровень реализма до максимума

    В «Древе Иуды» центральным героем повествования писатель выбирает довольно противоречивую фигуру: Дэвид Мори – совсем не тот, кем он кажется поначалу. Шаг за шагом проследив историю героя, с глаз читателя словно бы спадает пелена, и он видит Дэвида настоящим, таким, какой он есть на самом деле – слабый, бесхарактерный человек, не способный на искренние и глубокие чувства, заботящийся лишь о собственном благополучии и комфорте.

    «Быть, а не казаться» - эти слова диаметрально противоположны жизненному кредо Мори. Еще в самом начале романа, когда наш герой предается воспоминаниям о днях юности, бросается в глаза насколько мастерски юноша пользуется своим несомненным обаянием для достижения собственных целей.


    Он был абсолютно искренен в каждом своем слове. И когда он был в настроении, то сам верил всему, что говорил.

    Так, он с легкостью влюбляет в себя Мэри, располагает к себе ее семью, поначалу относящуюся к нему с настороженностью, находит себе место врача после окончания университета, опять же прибегая к своему умению нравиться людям. И даже, предлагая любимой девушке руку и сердце, он делает из этого настоящее зрелище, пусть даже у него и будет один-единственный зритель.

    Но это его умелое манипулирование людьми не сильно бросается в глаза в начале сюжета, да и сам герой поначалу весьма симпатичен читателю: молодой, амбициозный и трудолюбивый юноша, искренний и романтичный, рано оставшийся сиротой и вынужденный самостоятельно обеспечивать свое существование.

    Но все иллюзии разбиваются, когда на пути Дэвида встает состоятельное семейство Холбруков, предлагающее ему заманчивые перспективы в виде приобщения к фармацевтическому бизнесу на правах компаньона и женитьбы на соблазнительной красавице-дочке.

    И знаете, даже не сам его поступок, не его выбор производят такое отвратительное, уничижающее впечатление, а то, как он приходит к этому решению. Он позволяет событиям идти своим чередом, не вмешиваясь в них и никак не препятствуя сближению с Холбруками и их дочерью Дорис, хотя ощущает некую скованность и угрызения совести, каждый раз вспоминая Мэри. Потом он начинает идти на многочисленные сделки с совестью, находя бессчетное количество оправданий собственной слабости и трусости. Затем приход черед злости – на Мэри и ее родных: как же так, обет жениться на Мэри полностью лишает его перспектив блестящего будущего, разворачивающего в его воображении после предложения Холбрука.


    Время летело быстро в сплошной череде восхитительных событий, сменявших одно другое. Мори просто позволил себе плыть по течению, подавляя любое мысленное предостережение, не думая ни о прошлом, ни о будущем, живя только настоящим.

    Но самое отвратительное в поступке Мори – то, что он так и не удосужился сообщить о разрыве помолвки Мэри, его прощанием с бывшей возлюбленной стали разорванные клочки ее письма к нему, выброшенные в море. И этот момент наиболее красноречиво показывает всю низость трусливой и мелочной души главного героя.

    Меняются ли люди – вот какой вопрос неотступно терзает читателя на протяжении всей второй половины повествования.


    Иногда самые большие грешники становятся святыми.

    Для того, чтобы найти ответ, не нужно дочитывать роман до финала истории. Достаточно обратить внимание на многочисленные «улики», оставленные автором на страницах книги. Натура Мори не претерпела никаких существенных изменений: он по-прежнему находит оправдания своему предательскому поступку, так же манипулирует окружающими в собственных эгоистичных целях, при этом представая в глазах людей порядочным и надежным человеком, каковым он никогда не был и не будет.

    Ем удается ввести в заблуждение даже проницательную жену пастыря с помощью лживого раскаяния и фальшивых слез.


    Он из тех мужчин, кто старается избавиться от вины с помощью эмоционального признания. И это ему удается. Причем со слезами, ибо по примеру других великих людей он любит поплакать — совсем как женщина.

    Не поменялось и его отношение к деньгам:


    Как чудесно не скупиться и не скопидомничать, не считать каждый медный грош в нищете, сопровождавшей все его дни, а вместо этого иметь деньги, настоящие деньги, которых хватало с лихвой на все радости жизни!

    Он обманывает других людей и рад обманываться сам. Он искренне верит, что сможет исправить ошибки прошлого с помощью денег, обеспечив дочери Мэри безбедное существование. Потом он искренне верит в свою любовь и благие намерения. И даже без тени сомнения верит, что поедет миссионером в Африку вместе с Кэти и ее дядей.

    Но его страсть к игре на публику выдает истинную подоплеку всех его слов и действий: выглядеть в глазах окружающих и в своих собственных настоящим героем и сильной личностью. Поэтому мы знаем, чем закончится история, раньше самого героя.

    В финале Кронин окончательно развеет весь оставшийся напускной флер, окутывающий Мори всю его жизнь, и обнажит его душу во всей ее ужасающей пустоте и уродливости.

    И от этого финал романа становится еще более страшным - тебя будто бы накрывает волна безысходности и отчаяния, так самая, которая унесла Кэти.


    В сумрачном мире, в котором она бежала, все ушло из души, кроме боли.

    Такие люди, как Дэвид Мори, улыбаясь и протягивая руку помощи, разрушают твою жизнь, при этом оставаясь в глазах других порядочным человеком и выходя сухим из воды. Пока не перейдут свою собственную черту, что и произошло с Мори.


    Гениально избегавший ответственности, беды, неприятных вопросов, он вдруг ясно понял, что всю жизнь шёл к этой логической развязке. И при этом такой милый человек, обаятельный, культурный, покровитель искусств.

    Гениальное произведение, гениальный финал от гениального писателя!

    60
    834