Рецензия на книгу
Триумфальная арка
Эрих Мария Ремарк
Аноним22 октября 2012 г.- Ты не умеешь любить, - сказала она. - Ты никогда не бросаешься в омут.
- Зато ты - всегда. Вот почему тебя вечно кто-то спасает.
Любовь на закате цивилизации. Впереди - легко различимое будущее. Будущее без будущего. Они оба знали об этом - именно потому он бежал от нее, а она - за ним. Он не строил иллюзий, создавая вокруг себя стены несвойственного его натуре железобетонного цинизма, а она сооружала каскады непрочных воздушных грез, которым сама не верила. Кто прав? Кто виноват? Оба и никто одновременно. Время не допускало простых человеческих радостей в виде планов на завтра - приходилось жить сегодняшним днем. Не тем "сегодняшним днем", которым живет молодежь нашего времени, а тем, которым можно жить, только когда знаешь, как велики шансы, что у тебя в запасе только это сегодня. А любовь и понятия о ней у каждого свои.
"Триумфальна арка" стала своеобразной исповедью Ремарка, попыткой излечиться от неудачного романа с Марлен Дитрих, которая впрочем и стала прообразом главного женского персонажа, Жоан Маду.
Красавица, возбуждающая и пропащая, с высоко поднятыми бровями и лицом, тайна которого состояла в его открытости. Оно ничего не скрывало и тем самым ничего не выдавало. Оно не обещало ничего и тем самым — все.Портрет хищницы, коей впрочем и являлась и Дитрих, и героиня Ремарка.
И все же сложно не удивиться, сколько потрясающих мыслей, фраз, которые так и хочется разобрать на цитаты, сколько жизненной мудрости, приукрашенной мечтательностью и не испорченной здравым цинизмом, уместилось в такой небольшой книжке. И как все это совпадает с моим осенним настроением. Сомнений нет, Ремарк - настоящий мастер Слова.
Бесконечно грустная, реальная, драматичная и между тем легкая история, концовку которой не трудно предугадать. Но именно это и делает послевкусие таким горьким. Но такова жизнь и "хэппи энды" здесь бывают едва ли чаще, чем в книгах.
2239