Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ярмарка тщеславия

Уильям Теккерей

  • Аватар пользователя
    Аноним2 апреля 2021 г.

    Гимн лицемерию и меркантильности

    Не скажу, что в восторге от книги. Диккенс мне понравился куда больше. Здесь же слишком все растянуто, словно барахтаешся в грязной луже и не можешь из неё выбраться. Нет никакой динамики, зато куча наставлений и обвинений в адрес всего и вся. Читать такой объем намеренно затянутого повествования, когда за пространными размышлениями автора теряется сама нить сюжета довольно утомительно.

    Изначально автор противопоставляет нам два типа женщин: невинную простоту, родившуюся в богатой семье и любящую своего сына я бы сказала в ущерб ему; и охотницу, привыкшую выцарапывать силой место под солнцем, не любящую детей вообще. Образы довольно гипертрофированы и, более того, шаблоны ещё по старым народным сказкам. Отдать кому-то из двух дам предпочтение весьма сложно. Ребекку можно понять; у неё по сути и выбора не было кроме как бороться за себя, и то чего она в итоге добилась говорит о силе и уме этой женщины. Да она по большей части интригантка и обманщица, да она не любит детей, но она изначально была такой и мы об этом знали. Ещё её показательное выкидывание словаря в первой главе говорит обо всей её натуре. В целом она мне понравилась, ещё бы сына любила... Но такой её придумал автор, причём додумывал её в угоду собственного желания по ходу сюжета, не считаясь с характером самого персонажа. Но сами её отрицательные черты говорят о том, как презирали и обвиняли во всем преступном нищету, только потому что это — нищета (в том числе и сам автор). Эмилия же, несмотря на внешнюю ангельскую доброту, отнюдь не столь добродетельна, как хочет казаться. Богатая, кроткая, нежная, невинная и очаровательная, влюблённая и боготворящая свое дитя. Гипертрофированый образ добродетели богатства в противовес преступной бедности. Однако внезапное банкротство отца ставит всю эту "добродетель" на ступень "преступница/мошенница", подобная Ребекке. Но минуточку, сама-то Эмилия не стала из-за отцовского банкротства другой! Это мало заботит общество: оно думает стереотипами, а не головой. Однако это банкротство открывает в Эмилии все то, что было заштукатурено внешней приветливостью и милым очарованием щедрой дочери богача. Очень сложно быть щедрым когда за душой ни пени, а других "добродетелей" общество "Ярмарки" не знает и не принимает. Только деньги и дорогие подарки. Но откуда бы им взяться после банкротства? И вот добрая милая девушка становится коварной соблазнительницей (или кем там её считал Осборн-старший). Наружу вылезает и ревность, и лицемерие, и слабость характера, и много ещё чего. Однако по мере того, как Ребекке навязываются отрицательные качества, Эмилии возвращаются её положительные. Она и любящая мать и преданная дочь, кротко сносящая все невзгоды, и верная жена даже после того как стала вдовой. Тэккерей ярко и саркастично показывает нам, что в итоге в обществе правят бал именно деньги (и происхождение) и именно денежное благополучие определяет мораль и христианскую добродетель, а не душевные качества. Лицемерие во всей красе. Ты мошенник и плут потому что родился бедным, а не потому что на самом деле являешься мошенником. С другой стороны, предатель и стервятник оказывается уважаемым благородным сэром потому что он богат, а отнюдь не потому что он на самом деле благороден. И сам автор столь же подвержен этому, как и читатель (на его взгляд). Занятное мышление с перекрученными понятиями, о котором я, если честно, раньше не знала. Все же сама я сужу людей по поступкам, а не по толщине кошелька, поэтому подобная точка зрения англичан XIX в. мне кажется до крайности дикой, но поучительной. Впрочем, я не верю, что так считали поголовно все: у кого-то все же на плечах была именно голова, а не тыква. Под конец стало не очень интересно читать, в последней трети книги характеры персонажей неоправданно меняются в угоду желания автора. Умная Ребекка становится глупой пустышкой легко попадающейся на обмане (а ведь ещё недавно она лгала так, что и не докажешь) и охочей до балов и развлечений с сильными мира сего. У Родона-старшего резко просыпается совесть (ну оно и понятно: мужчин в своей книге Теккерей не трогает, по крайней мере прямо об этом не говорит и намеренно не показывает, а женщина — есть зло, в отличии от доверчивого добродетельного мужа). Но... Найти себе какой-нибудь доход, чтобы содержать семью Родон-старший так и не пытается. Живёт на то, что выманивает из лордов его жена. На эти же средства растит сына. И упрекает супругу в холодности к нему и изменам, даже хочет развода. Другими словами: пилит сук, на котором сидит, свесив ножки. А потом, когда благодаря жене получил место, то выгнал её. Ни один из персонажей мне в итоге не понравился. Там некому сочувствовать: все раздражают в той или иной степени, кто из-за глупости, кто из-за тиранства, кто из-за ленности... Список довольно длинный. Конечно, книга ценна, как образец того времени, хоть и весьма карикатурный, но как литературное наследие — довольно спорный роман. Мыльный сериал XIX века невысокого качества, я бы сказала, гимн лицемерию и меркантильности.

    Содержит спойлеры
    2
    195