Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Туманность Андромеды

Иван Ефремов

  • Аватар пользователя
    whiskyfake1 апреля 2021 г.

    Литературная археология

    “Туманность Андромеды” я принялся читать из-за того, что этот роман нередко упоминается литературоведами в контексте того, что это — практически программное сочинение советской фантастики, и вообще — вещь великая. Особенно он был любим братьями Стругацкими, можно даже сказать, что именно они мне его и посоветовали в биографических книгах и интервью.
    Специально почти не смотрел на оценки, и отзывы о романе, а были они противоречивые: от ностальгически-восторженных вроде "вот делали раньше, ну, на века! Помню, как держал в руках первую публикацию..." до совсем уж недоумевающих типа "плохо сделали, я читал, и под пиво не пошло. Все какие-то тупые!".
    Ну уж нет, ведь я не такой. У меня изначально закрались подозрения о том, что роман Ефремова сейчас, почти 70 лет спустя, может оказаться немного устаревшим. Не то, чтобы даже уж очень устаревшим, а таким — немного дряхлым пенсионером. Я, словно литературный археолог, решил нырнуть в пучину контекста: зажмурил глаза и представил, что я сижу у радиоточки, а за окном — весна середины 50-х. Завтра запустят спутник, на земле стройки коммунизма, пол-Европы под сапогом, и даже в области балета мы впереди планеты всей. Да до космоса и прекрасного будущего рукой подать — нужно только потянуться как следует...
    Но даже и при таком молодецком настрое роман пошёл у меня не плавно, ох, как не плавно. Где-то я слышал, что Ефремов больше философ, нежели писатель, и, признаться честно, впечатления от него именно как от писателя неоднозначные. Стилю не достаёт образности, прозрачности, лёгкости — о некоторые фразы буквально спотыкаешься взглядом, а иные примитивны (хотя это и редкость).
    С другой стороны, может быть это именно такой язык, которым и стоит описывать этот роман об обществе и людях будущего, как их представил Ефремов. К обществу перейду немного позднее, а о людях — уже сейчас. Персонажи выглядят абсолютно плоскими картонками, которые катятся по сюжету на маленьких пластиковых колёсиках, изредка подскакивая на ухабах сюжета. Все они грешат чистым и от того выглядящем дёшево пафосом в своих речах и поведении. Более всего это напоминает не очень хорошую актёрскую игру в безвестном провинциальном театре — декларативно на сцене разворачиваются нешуточные страсти, буря эмоций, происходят великие свершения — но во всё это нет никакой возможности поверить из-за того, что всё выглядит слишком искусственно, ты просто не можешь сопереживать этим персонажам и не понимаешь их (и хорошо! Люди будущего!). К примеру, в романе имеется целых три любовных линии, но поверить невозможно ни в одну из них, поскольку развитие характеров героев в этом направлении почти что ничем не обусловлено. Пришёл, увидел, полюбил. И хватит с нас раскрытия.
    С другой стороны. такие пластиковые, ненатуральные персонажи-функции как нельзя лучше подходят к миру, который предстаёт перед читателем в "Туманности Андромеды". Хотя нигде об этом не сказано напрямую, но читателя всячески подводят к мысли, что перед нами утопия. Но утопия какая-то текстолитовая, ненатуральная и даже жутковатая. Это мечта о коммунистическом обществе, в котором никому ничего не нужно объяснять и доказывать, а все его жители — это комсомольцы, сошедшие с агитационных плакатов. Процветает культ Любимой Творческой Работы, которым тот же Борис Стругацкий практически бредил. Конечно, хорошо так говорить, когда ты писатель, или хотя бы астрофизик, а что делать, если ты шахтёр в Антарктиде или скотогон? Много ли творчества увидишь? Правда, на такие работы попадают либо те, кто добровольно отправляется на трудотерапию, либо молодёжь. При этом речь идёт о “многомиллиардном” населении, где все являются учёными. И снова — автор сказал, что это так, но почему-то решил не показывать.
    Прошло 2 тысячи лет (именно такой временной промежуток изначально избрал автор), космические корабли летают почти на световых скоростях, а на земле до сих пор приходится вкалывать в шахте или присматривать за стадами животных.
    Вообще, было довольно занятно узнать, какие представления о будущем были раньше, в ещё обозримом прошлом — почти ничего не сбылось, разве что только ТВФ-скайп появился.
    Вне всякого сомнения, роман представляет исследовательский интерес, но читать его ради удовольствия сейчас, в 2021 году, пожалуй, невозможно.

    6
    681