Рецензия на книгу
Тринадцатая сказка
Диана Сеттерфилд
Аноним15 октября 2012 г.аккуратно, почти спойлеры.
сказкой я бы этот роман точно не назвала. скорее историей болезни, составленной из банальностей. интересно, даже очень, но опять же потому, что использованы все приемы, обычно применяемые в написании увлекательного чтива. и если вы этого самого чтива не переели еще в отрочестве, то Тринадцатая сказка вас удивит и захватит. меня не удивила. но я пережила пару ностальгических моментов. опять же весь интерес завязан на любопытстве, на эдаком подсматривании в замочную скважину, на скандале, что само по себе попахивает чем-то несвежим. признаюсь, я ожидала иного. мне хотелось попасть в мир любителей книг, в мир, где писательница делится историями из своей жизни, а девушка, обожающая книги, с благоговением записывает эти истории и пытается разгадать тайну волшебной и мистической Тринадцатой сказки... мне хотелось вторую "Тень ветра". я ошиблась.
почему банально? объясню. начиная с названия - за что все так любят число 13? разве может казаться таинственным что-то настолько затертое? почему не шестнадцатая? да потому что надо подчеркнуть всю мистичность происходящего. в сюжете банальностей тоже хватает - рыжеволосые девочки с зелеными как изумруды глазами - почемуууу героиня книги всегда с глазами как изумруды? почему она не может быть девушкой с русой косой и серыми глазами? или с карими? потому что это скучно. а вот изумруды - это да. и в остальном - нелюдимый дядюшка-извращенец, огромный таинственный дом, привидения, подкинутые дети - все это уже было, было, было. какао-какао-какао.
и не смогу избежать моего извечного "не верю". я не верю в Маргарет. все эти ее переживания по поводу "ампутации" и стенания в духе романтичных книжек... сколько ей лет? упоминается, что уже больше тридцати. эдакий синий чулок с комплексом неполноценности, готовый пристрелить человека за то, что он сжег книжку. вам она симпатична? мне - нет. каждый раз, когда Маргарет начинала свои истерики с зеркалами и длииииинными рассуждениями о том, как она одинока - мне хотелось закрыть книгу. и я закрывала. поэтому, наверное, читала ее 3 недели. зачем были все эти шатания по лесам и болотам, доведение себя до болезни? почему ей не пришло в голову просто начать жить? закрутить роман, съездить в путешествие, создать семью, написать книгу? уехать от родителей - главное! неужели сидеть и таращиться в зеркало в ожидании призрака - намного веселее? ну трагичнее точно. мне претит вся эта близнецовая лихорадка. я могу понять, когда две сестры, и не обязательно близнецы, с младенчества вместе и вдруг одна из них умирает, а второй очень тяжело, но не знать и не видеть своего близнеца, увидеть припрятанное свидетельство о рождении и смерти в какой-то коробке, и так убиваться ВСЮ жизнь? скорее проблема Маргарет была в матери, а не в сестре. и я все ждала, когда же она пойдет и поговорит с ней как взрослый человек, или в конце концов перестанет ждать, что мама придет и спасет ее. нужно было разрубить этот узел!
а мать? это разве реалистично, что мать отрешилась родной дочери только потому что в день ее рождения у нее умерла другая дочь? и для завершения картины - отец. добрейший человек, который прячет праздничные торты от "несчастной" жены и выкидывает все картинки с изображениями младенцев. вместо того, чтобы поднять женушку из постели и напомнить ей, что прошло 30 лет, у нее есть еще одна дочь, муж, бизнес и дом. есть жизнь. чокнутая семейка.
хотя не самая чокнутая в этой истории. и, наверное, на свете хватает извращенцев, но вряд ли они живут вот так все в одном доме и жгут друг друга углями, режут ножами и любят при этом безумно. мне мешали все эти подробности, разжевывание. Вида Винтер пригласила Маргарет написать биографию, "настоящую правду". Виде Винтер было больше восьмидесяти. так почему же биография ограничилась только первыми двадцатью годами жизни? что было дальше, неужели ничего интересного? если нет, то история выглядит куцей. самое выдающееся, что было у великой писательницы в жизни - это детство в четырех стенах в окружении родственников-психов, в грязи и разрухе. странный повод для гордости. и странное тяготение к мерзким деталям. про хорошее наша рассказчица упоминает вскользь, но каждый вонючий угол опишет так подробно, что ты почувствуешь этот запах и тебя затошнит. может, в этом и заключается талант Дианы Сеттерфилд Виды Винтер, как писательницы? в скандальности и обращении к гадким сторонам жизни? кстати, само величие писательницы тоже вызвало у меня сомнения. автор сто раз повторяет, как популярна была Вида Винтер, но лично для меня популярность далеко не знак таланта. а более никаких аргументов. хотя, не буду придираться. Вида могла с таким же успехом быть и актрисой и балериной - ее профессия не имеет значения. главное - богатая, знаменитая и с придурью.
кстати, я чуть ли не сразу догадалась, в чем секрет призрака и очень злилась в ожидании, когда же до этого дойдет сюжетная линия. и главное - раз это было так как было, то сама идея близнецовой связи, парности и неразрывности уже нарушается. кто тут близнец, а кто нет? и что же вы, две безумные женщины, мне тут голову морочили на протяжении трех сотен страниц?!
еще вопрос. что в наше время подразумевают под готическим романом? книгу, напичканную психами, маньяками и садистами? при чем здесь готика и где тут Англия? вот честно, я пару раз вообще забывала где территориально находятся наши герои. но я ни разу не забыла где нахожусь я. и как бы ни старалась Диана Сеттерфилд намекнуть мне, чтобы я села поудобнее и не свалилась на пол, зачитавшись ее шедевром - ничего такого не случилось. я была в себе, в своей жизни и никуда не проваливалась. а хотелось бы. очень хотелось.
84177