Рецензия на книгу
Аэропорт
Артур Хейли
Elessar14 октября 2012 г."Аэропорт" многие считают логическим продолжением идей, высказанных автором ещё в "Отеле". Действительно, очень многое сходится. Тут и фирменная магия места, и причудливое сплетение сюжетов, и глубокий психологизм, вызывающий сострадание и эмпатию даже у самого черствого читателя. Но не меньше и отличий. Этот роман куда более жесток и неоднозначен в плане проблем морально-этического толка. Там, где героям "Отеля" предстояло оставить прошлое и с улыбкой взглянуть в глаза новому дню, запертые в полночном аэропорте бедняги вынуждены в кровь биться о суровую реальность, чтобы заслужить себе право на счастье. Это до какой-то степени даже и символично, ведь отель по сути своей новый дом, место, где можно остаться на какое-то время, успокоиться и прийти в себя. Другое дело - аэропорт, перекрёсток тысячи дорог, безграничный веер возможностей, мириады неосуществлённых судеб. Здесь рушатся браки и разбиваются сердца, дрожащие пальцы комкают в кармане таблетки снотворного и сотни людей, закованных в искорёженый кокон из стали и стекла, падают навстречу земле. Ты задыхаешься, ты готов отдать всё, чтобы покинуть это место и эту жизнь, чтобы устремится навстречу будущему, где тебя ждёт счастье. Но как знать, не станет ли твой полёт последней агонией перед окончательным падением? Ещё один день прожит, но ничего ещё не закончилось. В конечном счёте у героев "Отеля" настаёт черёд сакраментальному "жили они долго и счастливо", но здесь всё ещё впереди. Добро пожаловать в аэропорт!
Дальше ещё немного размышлизмов в сторону от темы...
Примечательно, что Хейли стал ещё менее категоричен в суждениях. Если размышления об инновациях и технологических новинках в устах дельца Кертиса выглядят чуть ли не призывом выпотрошить живую душу отеля и набить чучело ворохом зелёных бумажек с портретами американских президентов, то здесь подобные же мысли выглядят уже прогрессивным призывом к обновлению, недаром же они вложены в уста главного положительного героя. То ли Хейли за три года, разделяющие выход романов, пересмотрел свои взгляды относительно функционально-утилитарного подхода, то ли аэропорт действительно нечто совсем-совсем другое, не здесь и не там, а просто пробел между.
Или взять к примеру проблему быстрых страховок или неудобства жителей, чьи дома несчастливо расположены поблизости от аэропорта. Тут вновь нет ни правых, ни виноватых. Все гонятся за выгодой и опять же все в той или иной мере страдают. А иначе никак. Чем больше фактов узнаешь, тем меньше веришь, что в этих спорах есть полностью правая сторона.
И, собственно, главная заслуга Хейли как мастера производственных романов. В сфере услуг складывается очень забавный психологический парадокс. Хорошее и даже идеальное обслуживание мы привыкли считать нормой, но малейшие задержки и неудобства вызывают наш праведный гнев. Нам кажется, что нам нахамили, отнеслись с неуважением и безразличием. А ведь между тем внешняя простота и отлаженность работы стоит огромных усилий со стороны персонала. Трудно даже вообразить, сколько сил и нервов стоит за простыми на первый взгляд вещами. И потом, они ведь тоже люди со своими проблемами и неприятностями. Мы, конечно, живём в России и всякое видали, но я всё же теперь спокойней буду относиться к тому, что мне где-то пришлось постоять лишних пять минут.
Ещё один момент - беспристрастное описание работы авиадиспетчеров. Это действительно титанический труд и невероятное давление на психику. В своё время мне довелось немало поспорить относительно обстоятельств и последствий памятной катастрофы над Боденским озером, а именно убийстве диспетчера Петера Нильсена нашим соотечественником Виталием Калоевым. Нисколько не умаляя утраты и страданий последнего, всё же скажу вот что: несмотря на множество доводов pro и contra, именно книга Хейли окончательно убедила меня, что это было не справедливое возмездие, а самая настоящая казнь.
2777