Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лолита

Владимир Набоков

  • Аватар пользователя
    Аноним30 марта 2021 г.

    «..Огонь моих чресел..»

    «Лолита» В. Набоков.


    Скандальный роман Набокова и, на самом деле, работа, которую стоит прочитать в любом случае. На подсознательном уровне, читатель пытается понять какие-либо действия и мысли главного героя и спроецировать на автора, но в данном случае так делать нельзя.Набоков очень неоднозначный персонаж в литературе и вы не найдёте ни в одном его романе «чистой и правильной» любви. Это не исповедь автора, это исповедь персонажа с багажом психических заболеваний.  


    « «Лолита» должна бы заставить нас всех - родителей, социальных работников, педагогов - с вящей бдительностью и проницательностью предаться делу воспитания более здравого поколения в более надежном мире» Джон Рэй. 

        


    Работа над этим текстом протекала очень долго и муторно, почти 8 лет Владимир потратил на психологический роман . Было и отчаяние, и разочарование, он даже хотел сжечь это произведение, но в итоге-произведение вышло в свет, но с большими проблемами с издательством. Набоков говорил, что это роман - бомба замедленного действия. 

    Никто не хотел выпускать в книжный мир исповедь педофила, о несчастном ребенке и о потребительском обществе в Америке. 


    Начнем с того, что повествование идет от лица Гумберта Гумберта, история его глазами. И тут должен возникнуть вопрос: можем ли мы верить всем словам этого человека с извращенными желаниями? Нет. Этот персонаж наделён даром, который он умело использует: красивый слог, ум, начитанность. Гумберт особый тип персонажа и Набокову это противно: он занимается жизнетворчеством, то есть пытается организовывать жизнь по сценариям художественного текста, по каким-то эстетическим программам — границы для него не существует.


    Гумберт - тридцатисемилетний преподаватель французской литературы. Мы с самого начала узнаем о том, что в детстве он был влюблен в девочку Анабель, своего возраста, но она умерла, и у него осталась большая психотравма на всю жизнь. Он мог испытывать романтические чувства только так называемым - нимфеткам. 


    «..В возрастных пределах между девятью и четырнадцатью годами встречаются девочки, которые для некоторых очарованных странников, вдвое или во много раз старше них, обнаруживают истинную свою сущность — сущность не человеческую, а нимфическую (т. е. демонскую); и этих маленьких избранниц я предлагаю именовать так: нимфетки...»


    И, как все мы должны угадать, самым удачным воплощением нимфетки становится Долорес Гейз, т.е Лолита, Ло, Долли, его маленький демон.


    -      «...Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой, душа моя. Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та. 


    -      Она была Ло, просто Ло, по утрам, ростом в пять футов (без двух вершков и в одном носке). Она была Лола в длинных штанах. Она была Долли в школе. Она была Долорес на пунктире бланков. Но в моих объятьях она была всегда: Лолита...»


    На протяжении всей исповеди Гумберт клянется в невинности своих прихотей, говорит, что он истинный эстет и поэт, о красоте своих чувств...но это все чушь, таким образом читателю кидают пыль в глаза (мне иногда приходилось перечитывать некоторые моменты, чтобы понять о морали высказанных речей). Но все же только не особо внимательный человек не сможет увидеть настоящее лицо этого персонажа.

    Самый большой триггер был для меня это то, как он сравнивал себя с Данте, а Лолиту с Беатриче. Но не будем забывать о чистоте любви Данте к Беатриче и то, что Данте был всего на год старше возлюбленной. К тому же, Данте видел Беатриче всего два раза (Его возлюбленная очень рано умерла) и увековечил свою любовь к ней в “Божественной комедии”, сделав ее нимфой.


    Исповедь Гумберта всего лишь фантазия. Никакой девочки с демоническим характером и внешностью никогда не было (Хотя Лолита была беспризорным ребенком, которая могла потянуть за нужные ниточки, но нельзя забывать, что ей было двенадцать, ее ненавидела мать, а любви отца она не знала. Она просто стала добычей) Главный герой - ничтожество. Он превратил чужие жизни в ад, не понимая, что делает не так. Его фантазии стали важнее жизни Лолиты. 

    Гумберт лишил безопастности Долорес, которая каждую ночь плакала от того, что она сломлена и совершенно одна.


    Они не могут быть интересны друг другу. Она обычная школьница с простыми увлечениями, а он преподаватель литературы, использующий заумные фразы, и Ло приходилось просить его разговаривать “по-человечески”. 

    Все, что делал Гумберт покупал ее любовь. Он не хотел видеть и замечать, что его Ло несчастна.


    У Лолиты не было слов, а у него они были.


    И последнее, роман закончился тем, что Гумберт Гумберт слышит голоса детей, поднимающиеся вверх из маленького городка в долине, и вдруг осознает, что он лишил Лолиту детства, что самое страшное — это не то, что Лолиты нет рядом с ним, а то, что ее голоса нет в этом замечательном детском хоре.


    Финальные вопросы: Можно верить раскаянию Гумберта? Любил ли он нимфетку или же саму Лолиту? Или же это просто его больная поэтическая фантазия?

    3
    195