Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Волшебник Земноморья

Урсула Ле Гуин

  • Аватар пользователя
    Аноним30 марта 2021 г.

    Размышление о жанре

    Когда я пытаюсь определить, чего я хочу для себя от жанра фэнтези, то в первую очередь мне приходят в голову мысли не о волшебных приключениях, а об определённом способе миропознания. Описание иных миров, наверное, одна из первых форм литературного творчества, известных человечеству. Но почему нам вообще хочется что-то выдумывать?

    Изначально мифы и легенды были нужны людям для того, чтобы объяснить базовые принципы мироустройства. Причём это касалось не только каких-то физических явлений, но также и социальных. Иными словами, сверхъестественные существа и истории, с ними связанные, часто служили выражением каких-то абсолютных природных и человеческих качеств. Например, Зевс олицетворял карающую силу молнии, что проявлялось и в его характере. Таким образом, окружающий мир не противопоставлялся человеческому, а был неразрывно связан с ним.

    Литературная фантастика многое наследует от мифологии, которой вдохновляются авторы. С распространением идей Просвещения и связанного с ними научного скептицизма мифы и сказки постепенно соотносятся в большей степени с литературой для детей, что отразилось и на писателях-фантастах, которые часто сами начинают писать в первую очередь для молодой аудитории.
    «Волшебник Земноморья» (1968) стал дебютным романом Урсулы ле Гуин, которому предшествовал ряд небольших рассказов, таких как «Правило имён» (1964), задавших первые очертания будущего мира Земноморья. К этому времени жанр «высокого» фэнтези уже получил широкое распространение за счёт вышедших книг «Властелин колец» (1955) Дж. Толкина и «Хроники Нарнии» (1950-1956) К.Льюиса, которые стали знаковыми для жанра и вывели его за пределы одной лишь детской литературы.

    В основе мира Земноморья лежит идея космического баланса, основанного на противостоянии Света и Тьмы, Хаоса и Порядка. Магия даёт возможность получить власть над вещами, явлениями и живыми существами, что может нарушить Равновесие, если пользоваться этим неосторожно. Основы магии заключаются в том, что все вещи имеют истинное имя, знание которого позволяет постичь его суть. А Истинная Речь предшествовала существующим в Земноморье языкам и состояла из таких имён. Таким образом, маги стараются восстановить этот древний язык, чтобы постичь суть вещей.

    Сюжет романа посвящён борьбе молодого волшебника Геда со злым началом в самом себе, что записывается в виде легенды о путешествии эпического героя, которым его представляют читателю. Это во многом роднит роман с классическим эпосом, в котором герой проходит путь нравственного взросления и очищения через подвиги. При этом автор постепенно знакомит читателя с миром и описывает его ключевые принципы, такие как Равновесие.

    В самом романе мне понравились те концепции, которые Урсула ле Гуин заложила в основу мира, позволяющие рассматривать историю про волшебников, осознавших разрушительную мощь своего знания, как историю про современное человечество, которое добилось огромных успехов в постижении научных законов, но при этом нарушило естественный природный баланс. Мир Земноморья прекрасно иллюстрирует то, как получение знания связано с ответственностью за его использование.

    Равновесие в мире оказывается тесно связано с поддержанием равновесия в человеке, что волшебнику Геду предстоит постичь на собственном примере. На протяжении романа мы видим, как меняется его характер вследствие совершённых ошибок, видим процесс взросления, который измеряется в большей степени не временем, но событиями.

    В конечном счёте, «Волшебник Земноморья» представляет собой некий пролог к циклу, отдельную легенду, приоткрывающую некоторые знания о мире, но не претендующую на исчерпывающее описание. Поэтому его содержательная неполнота, скорее, является частью замысла, а не недоработкой автора. Ведь легенда это всего лишь частичка большой мозайки, которая может так никогда и не сложиться.

    7
    981