Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Great Gatsby

Ф. С. Фитцджеральд

  • Аватар пользователя
    Аноним29 марта 2021 г.

    Вопрос пришел, как удар в голову. Почему Гэтсби великий?

    Я не встретил в романе о величии Гэтсби (прошу, уязвите меня этим досадным пропуском цитатой из книги в комментариях). Никто не говорит о величии Гэтсби (только в фильме, как-то нарочито делают акцент о выдающихся способностях Гэтсби). Или нет, не так - никто в книге "Великий Гэтсби" (1924 г) так не говорит о величии, как название. Наоборот вся книга посвящена намеренному уничтожению величия Гэтсби. Порой рассказчик открыто не симпатизирует Гэтсби, и выделяет не самое "великое" в общечеловеческом плане (тут, конечно, вкусовщина редкостная) идеалы и стремления Гэтсби. Его поведение смешит. Его педантизм к деталям раздражает. Его трусливость удивляет. Его ложь и самоутверждение вводит в недоумение. Мелковато до величия. Тем более уж в романе начала 20 века, уж с очень уже романтичными идеалами. Сравните хотя бы с "Мартином Иденом" (1909). Но не про это сейчас. Сейчас про мой субъективизм от прочтения и непонимание прочитанного.

    Вижу первую ловушку восприятия. Произведение назвал автор - Френсис Скотт Фицджеральд, находясь в Париже. Содержание изложил Ник Кэррауэй. Каждый имеет свое пристрастие к Гэтсби: Фицджеральд не стесняется к идеализации "века джаза" и неожиданной свободы; Кэррауэй ведет светский рассказ со своими оценками и суждению. Ник выглядит, как мудрый, изящный, точный и всегда делающий правильные выводы - рассказчик. Ник мерило всего. Мы увлекаемся этим и симпатизируем тем, персонажам, которым симпатизирует Ник и наоборот.

    Вдаваться в личностные характеристики героев не буду. Мне кажется, так все равно не получится понять за что Гэтсби обозвали "Великим". Но есть, как мне кажется важная деталь, которая подсвечивает идеал автора, находящегося вдалеке от Нью-Йорка. На момент окончания романа в апреле 1924 году он находится в Париже. (Как символично, что я прочитал в апреле, вот бы еще три года потерпеть..)

    Автор начинает писать "Великий Гэтсби" в 1922 году. В этот же год Скотт купил особняк на Манхеттене.
    В 1920 году к Фицджеральду пришел успех, благодаря книги "По ту сторону рая" и он женился на красавице из богатой семьи Зельде.
    В 1919, то есть, три года до Гэтсби, он демобилизовался с армии, в которой служил с 1917 года и дослужился до секретаря генерала.
    А учась в 1913-1917 годах он испытывал классовое неравенство, несмотря на то, что мать писателя происходила из обеспеченной семьи.

    "Великий Гэтсби" - автобиография автора. А величие Гэтсби в идеалах Фицджеральда, над которыми он сам же иронизирует и поддает сомнению благодаря приему изложения рассказчика. Получилось вполне удачно.

    А к выводу приводят описание и роль домов в романе. Ник берет в аренду небольшой дом, рядом с Гэтсби. Напротив, них (правда через пролив) расположился дом Томаса и Дейзи Бьюкенена с зеленым маяком, именно из-за наличия которого Гэтсби остался без Дейзи. Своим домом Гэтсби привлекал всех вокруг и, конечно, первым делом показал Дейзи все преимущества дома и его богатством после первого свидания из в доме Ника. Самое ключевое решение Дейзи в романе было сделано на нейтральной территории в отеле "Плаза". И окончание всего романа было все также в доме, сначала в особняке Гэтсби. Потом уехали Бьюкенены из своего дома. А потом уж в самом конце удручающая картина упадка "величия" особняка Гэтсби. Вольный "домашний" пересказ. (Это я еще не затронул долину шлака, квартирку Миртл и многое-многое другое символичное).

    Это все мои вымыслы, скажете вы. Но обратите внимание на эту особенность. Гэтсби умер, а его отец разыскивает Ника и говорит ему:
    "— Эту карточку Джимми мне прислал.
    — Он дрожащими пальцами вытащил бумажник.
    — Вот, посмотрите.
    Это была фотография виллы, замусоленная и истертая по краям.
    Старик возбужденно тыкал в нее пальцем, указывая то на одну, то на другую подробность.
    «Вот, посмотрите!»
    И каждый раз оглядывался на меня, ожидая восхищения.
    Он так привык показывать всем эту фотографию, что, вероятно, она для него была реальнее самой виллы."

    И вот, мне вдруг после этой фразы роман "Великий Гэтсби" перестал казаться романом о любви, а "величие" Гэтсби в зарождающейся идеи "американской мечты" - свободы и возможностей каждого человека. Идея захватившая весь мир - это похоже на величие.

    И еще одно замечание.

    Последний самый цитируемый абзац романа о "зеленом огоньке" - это о любви к Дейзи? Помните же в середине "Великого Гэтсби" эпизод, когда Дейзи оказалась первый раз в особняке Гэтсби: "Зеленый огонек как символ надежды утратил для него свое глубокое символическое значение в эту вот самую минуту. Раньше он был для него путеводной звездой, освещавшей пути и дороги, которыми ходила Дейзи; раньше он смотрел на него и думал, что, возможно, в эту самую минуту и Дейзи взглянула на мерцающий в ночи огонек, неясно предчувствуя будущую встречу… Все это осталось в прошлом, и зеленый огонек стал именно тем, чем и был на самом деле: зеленым сигнальным фонарем — и не более того! Что же, значит, под хрустальным куполом небес стало еще на одну мечту меньше, — вот так и уходит из нашей жизни романтика и волшебство!"

    Посмотрите, как изменилось отношение к огоньку от Гэтсби к мы. Эта идея стала идей от Гэтсби к мы. И мне кажется это ключ к тому, что "Великий Гэтсби" - это книга о великой идеи нации. Эту идею прожил Фицджеральд. Этой идеей автор "жарен" и заражает всех вокруг:

    "Гэтсби верил в зеленый огонек, свет неимоверного будущего счастья, которое отодвигается с каждым годом. Пусть оно ускользнуло сегодня, не беда — завтра мы побежим еще быстрее, еще дальше станем протягивать руки… И в одно прекрасное утро…
    Так мы и пытаемся плыть вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши суденышки обратно в прошлое."

    10
    1K