Рецензия на книгу
Мы
Евгений Замятин
Аноним12 октября 2012 г.Справедливое и совершенное государство - это высшее из всего, что может существовать на земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство - ради человека. (с) ПлатонПомню, как меня возмутило это высказывание и вообще, в принципе, подобный взгляд на мир, когда на обществознании мы затронули эту тему. Помню, как я не хотела верить, что люди античности считали это справедливым и жили согласно этому. А потом мне в руки попала книга Замятина "Мы" и я, пусть лишь отчасти, поняла, почему жителей Древней Греции и Рима нисколько не коробило подобное утверждение, как не покоробило бы оно ни одного нумера Единого Государства, потому что это - принцип их жизни, если, конечно, можно назвать это жизнью, в чем лично я очень сомневаюсь.
Поначалу, ввиду непривычности стиля, а так же совершенно новой для меня темы (это, как-никак, первая моя антиутопия), читать было нелегко, но по мере вникания в суть, процесс пошел, и в конце меня уже было не оторвать. Кстати, о конце: для меня он был совершенно неожидан. Серьезно, я, в общем-то, настроилась уже на воплощение всех революционных планов, а тут раз! И нет ничего. Ни чувств, ни боли утраты, ни революции, и, главное, фантазии тоже нет.
Зато есть накаленная до предела обстановка: привычный уклад миллионов нумеров пошатнулся и едва не скатился в пропасть; есть история в корне неправильной (на мой взгляд), однобокой, какой-то на уровне инстинктов, животной любви; история пусть неосознанно, но все же необходимой людям, да так и не свершившейся революции; история нового мира, новой пародии на мир. И эта история захватывает своей правдоподобностью и неправдоподобностью одновременно, мыслями: а интересно, возможно ли такое в действительности? Может, через какую-нибудь тысячу лет мы станем "древними" и все привычное нам, вся наша эпоха превратится в прах, затеряется в дебрях Зеленой стены, и потомки наши, которых и людьми назвать можно лишь с большой натяжкой, будут делать себе бессмысленные операции, убивающие последнюю крупицу Человека в их телах (а впрочем, у многих она и так атрофирована, превратилась в атавизм), а другие - как первобытное стадо бегать по другую сторону, на изнанке "совершенного государства", планируя государственный переворот под предводительством алчущей власти - да, но в то же время и настоящего счастья, которое не обязательно должно быть под знаком "плюс" для тех, кто еще не до конца стал машиной, женщиной?
Я впечатлена. Я напугана такой перспективой. Но я верю, что, пусть не удалась одна попытка, пусть наказаны те, кто пытался претворить идею в жизнь, на этом все не кончилось и не кончится никогда. Потому что бесконечность существует. А как же иначе?
1331