Рецензия на книгу
Собрание сочинений в шести томах. Том 5. На восток от Эдема
Джон Стейнбек
valeriya_veidt29 марта 2021 г.Считающийся классическим в американской литературе роман Джона Стейнбека «К востоку от Эдема» являет собой художественное произведение, в котором символизм и аллюзия идут рука об руку с первых до последних строк книги. Даже название романа предицирует основное его содержание и как бы заочно готовит читателя к восприятию непростого текста. По сути, «К востоку от Эдема» представляет собой авторское осмысление истории Каина и Авеля, истории, если упростить, о добре и зле.
Воспроизводя трагедию двух братьев в современном варианте, автор тем самым как бы втягивает читателя в проведение параллелей между ветхозаветным сюжетом и тем, который представлен в романе. Порой кажется, что аналогии слишком уж явные, порой — их требуется поискать, а иногда возникает ощущение, что Джон Стейнбек надсмехается над своими читателями, выворачивая трагичную историю шиворот-навыворот.
Символизм концентрируется и в именах персонажей романа. Так, Адам Траск выступает в роли человека безгреховного, проживающего в собственном Эдеме, при этом одновременно с этим Адам как отец близнецов примеривает на себя роль отца-прародителя. С именами Калеба и Аарона вопросов не возникает вовсе — в данном случае автор не потрудился зашифровать аллюзии. Таким образом, начало общеизвестной фразы «Как корабль назовешь…» в данном ключе продолжается не «…так на нём и напишут» (что знаменует свободу выбора и действий), а «…так он и поплывёт» (что свидетельствует о неизбежности судьбы).
Возможно, именно в этом заключается основная трагедия романа?
291,5K