Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Парфюмер. История одного убийцы

Патрик Зюскинд

  • Аватар пользователя
    Adini25 марта 2021 г.

    "Есть люди (Вы и я принадлежим к их числу), которые живут именно глазами, зрением, – все остальные чувства только послушная свита этого короля чувств".
    В. Набоков "Камера Обскура"

    На протяжении чтения я мысленно возвращалась к Набоковской цитате и перекладывала её на эту книгу. Так вот, в книге Набокова гораздо больше жизни. В ней Кречмару не чуждо человеческое и возвышенное. Оно сочетается в нём прекрасно, как в любом живом человеке. И при этом делает его омерзительно-привлекательным.
    В случае с Гренуем этого не происходит. Совсем.

    Очень эмоционально бедная книга. "Больше мерзости на эти страницы!" - её девиз. Но каких-то эмоциональных привязанностей ни у меня, как читателя, ни у героев в истории не формируется. Очень плохой знак для меня равнодушие и скука относительно героев и действий.
    Странный для меня характер главного героя. Не понимала и не понимаю. Это так не работает. Опять же, я даже Квазимодо сопереживала больше в своё время, хотя он был более отчуждённым от меня персонажем. Отсуствтие любви не оправдание этому абсолютно аморальному поведению. Гренуй вообще никакой. Даже желание сравнять героя с дьяволом реализуется нереалистичными какими-то способами.
    О чём тут можно говорить, когда его самого штормит от социопатии до жажды признания. Да мне даже описания его гения недоставало всю книгу.

    Не зря в истории важно всё - описания, диалоги, чувства и характеры. Потому что когда много внимания чему-то одному, может статься, что написана она для определённого круга людей. Вот здесь налицо книга для читателя с высоким "обонятельным интеллектом". Я поняла, что он у меня колеблется от нуля до единицы на объём этой книги.
    Всё остальное в книге отсутствует ввиду полного же отсутствия у меня сопереживания хоть кому-то. Вообще никем невозможно проникнуться. Даже отвращение устаёт себя проявлять. Первую половину книги я просидела "с лицом лица" ожидая, что случится хоть что-то, что меня заинтересует. Вторую половину я уже ничего не ждала, разве что финала.
    Здесь мне не хватает действия, не хватает диалогов, которые раскрывали бы героев. Нарративное описание со временем утомляет. Вроде бы и перевод неплох, но местами я нет-нет да ощущала какую-то халтуру в нём. То есть признать что язык приятен можно, но где-то во мне он не отозвался.

    И конечно гении обычно зациклены на своей области, но здесь это имеет поистине катастрофические масштабы, такое же по размерам отторжение.
    Но если уж меня не тронул никак главный герой, то что говорить о второстепенных, которые тоже прячутся за узорный покров слов и не проявляются как личности.
    А состав преступления? Это же ужас что такое по качеству раскрытия. Я вот вообще не поверила и даже не испугалась. Вообще ожидала, что буду больше бояться, но на деле испытала лишь скуку и раздражение затянутостью и абсолютной ненатуральностью героев. К иным ситуациям у меня тоже был вопрос, зачем они вообще здесь нужны и как они отражаются на сюжете и характерах. Многое от объёма книги отбирают запахи, но они не формируют всё в ней. Им это не под силу. Для меня книга бедна на развёрнутость, логику, богатство мотивации, живость характеров. Богатая на запахи, всем остальным эта книга оказалась для меня бедна.

    5
    872