Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Hot Milk

Deborah Levy

  • Аватар пользователя
    CatMouse22 марта 2021 г.

    Прежде всего хочу выразить благодарность: благодаря этой книге я посмотрела два хороших сериала, открыла для себя несколько полезных ютуб-каналов и нашла время для составления семейных планов. Да, всё верно: я была готова заняться чем угодно, лишь бы не включать "Горячее молоко" в исполнении Надежды Винокуровой, которой, судя по интонации, было так же муторно, как и мне.

    А как радужно всё начиналось... Книгу мне "сосватала" Настя Завозова, которая в очередном подкасте назвала её "восхитительно летним романом", который, к тому же, содержит массу отсылок к греческой мифологии и требует вдумчивого прочтения. И, поскольку наши с ней мнения в основном всегда совпадали, а тут мне приспичило прочитать книгу об Испании, я подумала: "Ух ты! Лето, жара, сложные отношения с матерью, поиски себя и мифы! Умная книга, интеллектуальное чтение, ура!".
    А роман оказался не "восхитительно", а зубодробительно летним - вязким, тухловатым, мутным. И да, есть там мифы, и знакомые, и не очень, и всё не так просто, и масса символов, которые надо бы поразгадывать, но не хочется абсолютно. Хочется закончить это всё поскорее и обратиться к чему-то более твёрдому, осмысленному, острому.

    Первостепенная причина моих страданий - главная героиня Софи, которая, получив высшее образование и не найдя себе применения ни в профессии, ни в жизни вообще, оправдывает свою никчемность необходимостью сопровождать больную мать в медицинском вояже в Испанию. С матерью ничего не ясно, то ли она ипохондрик, то ли её проблемы с ногами имеют психосоматический характер, она то ходит, то нет, а дочь должна её обслуживать и сопровождать к врачу. Дочь на эту тему постоянно ноет, но что-то не заметно, чтобы она сильно урабатывалась - принесёт матери с утра очередную "не ту" воду (как будто нельзя ртом спросить, какую воду мать желает) и зависает весь день на пляже. А то и вечер с ночью. При этом нудит Софи не переставая - о том, как ей это не так и то не этак, как она огорчена пренебрежением со стороны новой подруги, как не может найти себе места, а больше всего о том, какая она несчастная и неустроенная, вынужденная терпеть тиранию матери. Пафос из Софи так и прёт:


    Я — рабыня и бражница.

    Моя любовь к матери — как топор. Рубит очень глубоко.

    Но как раз внятно показать отношения с матерью автор не удосужилась, ограничившись громкими фразами. Мать, судя по всему, человек непростой, и позволяет себе нелестно отзываться о дочери при посторонних - она-де толстая и ленивая, не может матери стакан воды подать. Но, вообще-то... так оно и есть, подача стакана воды вызывает в Софи бурю эмоций. Для обозначения своих границ и отстаивания своей точки зрения она слишком морально слаба, а потому ничего не скажет матери, зато будет изливать свои обидки на наши бедные читательские головы.
    Но чувствуете разницу: "токичные отношения с матерью" и "нет близких отношений с матерью"? Ничего особенного в этих отношениях нет.
    Ещё Софи крайне неуверенна в себе, и это будет чувствоваться везде - в диалогах, в невысказанном, в пресловутых поисках себя. И нет, это не мило.
    В поисках себя Софи периодически творит какую-то необъяснимую, но крайне символичную дичь, а сами поиски ограничиваются в основном исследованием собственной сексуальности... бисексуальности... а может гомо, учитывая такие крайне понятные символы как убийство змеи топориком или вырывание меча у меч-рыбы.
    В общем, Софи проводит время в своё удовольствие, периодически сопровождая мать и принося ей попить, красочно описывая свои мучения в роли сиделки и, кстати, живя при этом за счёт матери.
    В очередной попытке психотерапевтической самоидентификации Софи летит в Грецию и гостит у престарелого отца, который бросил её в детстве и не страдает угрызениями совести. Наверное, наличие бессовестно жадного и фальшиво религиозного отца могло бы пробудить сочувствие к героине, но теперь становится ясно, что мать в своё время вытянула её одна, и отношение Софи к болезни матери выглядит на этом фоне ещё отвратительнее.

    "Горячее молоко" чем-то похоже на "Под стеклянным колпаком" Сильвии Плат, но если странности Сильвии обусловлены развитием её болезни, то странности Софи, которая себя больной не считает, дают им фору.
    Получился этакий коктейль из зноя, пота, потрескавшихся губ, медуз, соли, амазонок и нытья, нытья, нытья.
    Роман напоминает мне банку с головастиками, которую я, будучи ребёнком не жестоким, но любознательным, поставила на солнце, а потом с грустью осознала, что мои надежды на красивых взрослых лягушек сварились на жаре и превратились в мутный рыбный кисель.

    16
    867