Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Презрение

Альберто Моравиа

  • Аватар пользователя
    EvaKnyazeva5 октября 2012 г.

    От книг Альберто Моравиа мне больно физически...я не могу оторваться от чтения произведений этого автора, и читая их, испытываю глубокий катарсис. В них нет надежды на "счастливый конец" и избавление от гнетущего непонимания между двумя людьми. Между мужчиной и женщиной, т.к. психология межполовых отношений - основная тема творчества А. Моравиа. Хотела бы обозначить некоторую особенность образа героинь книг А. Моравиа, то, в чем я увидела их главную схожесть. Героини Моравиа - молодые итальянки, из рабочих семей, бедные и малообразованные, оттого не имеющие возможность красочно описать свои чувства, определив их в слова, выражающиеся короткими и отрывистыми, незатейливыми фразами. Его героини выражаются неприметно, невзрачно, как будто и вовсе молчат. Никакой рефлексии и попытки обозначить свои чувства, только их безудержный поток. Без анализа, без осмысления.
    Дикие, живущие во власти первобытной похоти, они, жгучей плотью, горячими и влажными бедрами южанки, прижимаются к мужчинам-интеллектуалам, эстетам. Писателям, художникам, ценителям искусства, творческим натурам. Которые видят в их образе саму первозданность бытия, воплощение образа Женщины - сексуальной и жестокой, той самой, что смачивала кровью гладиаторов шпильки для волос. И эти герои-мужчины, эти тонко чувствующие эстеты, пытаясь разгадать и приручить женщин - любовниц и своих жен, ломают голову над их женской, построенной на эмоциях и импульсах, природой, страдают, тратят деньги и спиваются, поддавшись болезненной, разрушающей все и вся, страсти. Не зря проведена параллель между Одиссеем, Пенелопой и отношениями между двумя героями. Это возвращение к античности было совершенно уместно. В этой истории Женщина - как вихрь, подгоняемый животными инстинктами, разрушающая своей темной энергией мужчину - плода цивилизации, оплота стабильности, подталкивающая его на смертельную схватку за нее, на хаос и варварство. Герой приходит к выводу, что презрение своей жены к нему - совершенно естественно и обусловлено вполне понятными фактами, он оказался "слаб" и жалок, отчего у Женщины, привыкшей видеть в нем власть, силу, превосходство, пропал к нему сексуальный интерес и появилось отвращение. Презрение до степени невозможности спать в одной кровати и заниматься сексом. Но она не смеет сказать это ему, потому что сама не понимает происхождение своих чувств и причины презрения к своему мужу, а может и понимает, но возможность раскрыть их, кажется ей слишком пугающей и нелепой - насколько странными кажутся ей ее мысли, что она пытается скрыть от мужа этот факт. Пытаясь все-таки познать Женщину, в частности свою жену, истоки ее любви и необъяснимой ненависти, герой затрагивают все ту же, избитую тему "сильнейшего самца" в борьбе за самку, где нет места смирению и спокойному рафинированному счастью, где царствует животный мир, кровавый и безжалостный, беспощадно умерщвляющий побежденного.

    6
    84