Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Let Me In

John Ajvide Lindqvist

  • Аватар пользователя
    DEAD1015 октября 2012 г.

    «Чем ближе подпускаешь к себе человека, тем больнее он тебя ранит. Недаром она свела все свои отношения к непродолжительным знакомствам. Нельзя никого пускать к себе в душу. Изнутри только проще причинить боль. Уж лучше искать утешение в самой себе. С отчаянием тоже можно жить, когда ты один. Когда нет надежды.»

    Вампир в данном романе слово далеко не ключевое. Ключевые слова здесь, пожалуй, это одиночество и безысходность.

    Именно одиночество и безысходность проходит через весь роман.
    Здесь одиноки все - Оскар, Эли, Хокан, Томми, Вирджиния, Лакке... И в итоге побороть обстоятельства получается лишь у Оскара и Эли. Хотя поборол ли их Оскар? Любит ли его Эли? Скорее всего - нет, и его, рано или поздно, ждёт судьба Хокана. Потому что ничего нельзя изменить, роли утверждены, от нас остаётся лишь их сыграть...

    Вообще, роман очень неоднороден, судите сами - порой встречаются милые и забавные сценки вроде этой:


    Эли демонстративно закатила глаза, указывая на владельца палатки, стоявшего внутри и смотревшего маленький телевизор:
    — Это он? — (Оскар кивнул.) — Вылитая обезьяна!
    Приложив ладонь к уху Эли, Оскар шепнул:
    — Он пять лет назад сбежал из зоопарка. До сих пор ищут.
    Эли прыснула и приложила ладонь к уху Оскара. Ее теплое дыхание заструилось в его голове.
    — Нет, не ищут! Они просто его здесь заперли!
    Взглянув на продавца, они расхохотались, представляя его обезьяной в клетке, набитой сладостями. Услышав их смех, продавец повернулся к ним и нахмурил мохнатые брови, что лишь увеличило сходство с гориллой. Оскар и Эли захохотали так, что чуть не упали, закрывая рты руками и изо всех сил стараясь сохранить видимость приличия.
    Палаточник наклонился к ним:
    — Что-нибудь будете?
    Эли тут же сделала серьезную мину, отняла руки от губ, подошла к окошку и ответила:
    — Банан, пожалуйста.
    Оскар фыркнул и крепче прижал руку ко рту. Эли обернулась и, приложив указательный палец к губам, шикнула на него с наигранной строгостью. Продавец по-прежнему стоял у окошка.
    — Бананов нет.
    Эли изобразила искреннее недоумение:
    — Как, нет бананов?!
    — Вот так, нет. Что-нибудь еще?
    У Оскара сводило скулы от еле сдерживаемого смеха. Спотыкаясь, он отбежал к почтовому ящику в нескольких шагах от палатки, прислонился к нему и расхохотался, содрогаясь всем телом. Эли подошла к нему, качая головой:
    — Бананов нет.
    Оскар выдохнул:
    — Наверное… все… съел!

    А встречаются и вот такие:


    Вошли три парня лет тринадцати-четырнадцати. Один хлестал другого по заднице скрученным полотенцем.
    — Да отвали ты, блин!
    Хокан пригнулся, чувствуя, как эрегированный член тычется в угол, будто в твердые, широко раскрытые ягодицы.
    Спокойно. Спокойно.
    Он снова выглянул. Двое из парней сняли плавки и, наклонившись, рылись в своих шкафчиках в поисках одежды. Его пах свело мощной судорогой, и брызнувшая сперма потекла по стене на скамейку, на которой он стоял.

    Вторых, надо признать, в книге куда как больше. В принципе, автор описывает обычную действительность рабочего района. Родители работают с утра до вечера, их дети, лишённые родительского внимания, нюхают по подвалам клей. Сильный ест слабого. Многие уже отчаялись что-то поменять в своей жизни, и поэтому прикладываются к бутылке. Моральные ценности нынче не в моде. Очень напоминает современную Россию, не так ли?

    Вообще, автор много рассуждает о современных тенденциях в обществе. Например, как рассуждает Эли?


    — Я тебя люблю.
    — Да.
    — А ты меня любишь? Хоть немного?
    — Ты сделаешь это еще раз, если я скажу, что люблю?
    — Нет.
    — Но, по-твоему, я все равно должна тебя любить?
    — Ты любишь меня, только когда я помогаю тебе выжить.
    — Да. А разве не в этом заключается любовь?
    — Если бы я знал, что ты меня любила бы и без этого…
    — То что?
    — Может, я бы это и сделал.
    — Я тебя люблю.
    — Я тебе не верю.

    Большинство современных девушек рассуждают точь-в-точь как Эли. Если начинаешь заводить отношения с девушкой - ты ей должен. Кровь, шубу, автомобиль - не так важно. Но ты должен. Ведь это же нынче значит любить, верно?

    Ещё очень понравились рассуждения автора о религии:


    Смотритель шел с торжественным видом, неся урну прямо перед собой, пока священник нашептывал матери слова утешения, и все это казалось таким жалким и смешным. Эта маленькая деревянная баночка с крышкой в руках у мужика в рабочем комбинезоне — будто все это имело хоть какое-то отношение к его папе. Все это походило на чудовищный фарс.

    Томми подыхал со скуки. Прошло всего полчаса, но он бы куда с большим удовольствием сидел и тупо пялился в стену. «Будь благословен», «Возликуем», «Радость Господня» — так почему же все сидят с таким видом, будто смотрят вечерний матч между Болгарией и Румынией? Да потому что для них это пустой звук — все, о чем они тут читают и поют.

    Единственное, что мне не понравилось (судя по отзывам, далеко не мне одному), это сцена, где Хокан насилует Эли. Похоже на низкопробную порнографию или сценку из очередного хентая (что по сути одно и тоже).

    Итог: Пощёчина современному обществу. Социальная драма с примесью фантастики. Читается очень бодро и, что намного важнее, заставляет задуматься об укладе жизни в современном обществе. Рекомендую!

    4
    23