Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лолита

Владимир Набоков

  • Аватар пользователя
    Аноним3 октября 2012 г.
    Это вам не «Мемуары куртизанки».


    Именно так и никак иначе. Это не история педофила и его жертвы; не порнография с малолеткой, но в то же время далеко не нежная лав стори

    Здесь Набоков мастерски описал аморальную, разрушающую и безответную любовь. Его стиль, его такие тягучие и трепетные метафоры и очень тонкий юмор, над которым задумываешься и над которым невольно останавливаешься, заставляют по-другому взглянуть на правду. А правда в том, что больной своей нимфетоманией, мерзкий, жалкий Гумберт Гумберт бессовестно развратил и сломал жизнь своей малолетней дочурке. Пусть приемной, пусть такой же бессовестной, бесконечно эгоистичной, пошлой и вульгарной двенадцатилетней Долорес Гейз.

    Это та книга, во время прочтения которой по-настоящему чувствуешь гамму чувств от раздражения, омерзения и злости до, кто бы мог подумать, сочувствия главному герою, тревоги, которую навевает странная, тяжелая, липкая и знойная атмосфера книги.

    В этом месте стоит в который раз отдать дань В.Набокову, потому что этой книгой он окончательно подтвердил свою талантливость, умение тонко играть на языке и создавать невероятно глубокое описание психологического портрета персонажей. Дани этой заслужил только Набоков, потому что сами герои не вызывают никакого уважения и тем более восхищения.
    Что еще стоит отметить, так это грамматику. Как приятно было читать книгу и не спотыкаться на редакторских ошибках.

    Гумберт Гумберт. Псевдоним в квадрате. Мужчина, по чьему черному дневнику Набоков вел повествование, закамуфлировал все имена, места действий и прочую информацию, от которой можно было бы оттолкнуться и выйти на действующих лиц.
    И псевдоним он выбрал себе подходящий – такой же гнусный.

    Сам Гумберт изначально описывает себя как жалкого, трусливого, омерзительного и больного. И я с ним полностью согласна. Он такой, а еще эгоистичный, страшный, но совершенно не опасный в своей страсти к нимфеткам. Он умел сдерживать себя и свои порывы, постоянно контролировал и подавлял как мог «близкое я». Он понимал, что болен (пусть и ничего не предпринимал против этого), занимался своим делом и никому не желал вреда, пока не встретил Лолиту.

    Ах эта Лолита! У меня она никакого сочувствия не вызывает. Они развратили друг друга, не только он ее, но и она его. Точнее, его желания. Возможно, и не специально, но я в это не верю. Она была достаточно умна и адекватна в свои года и прекрасно понимала, какие чувства вызывает в Гумберте. И пользовалась этим со всей своей презрительностью, пренебрежением и грубостью.
    Как бы Гумберт ни описывал Ло, со всем трепетом, нежностью и страстью, временами доходившей до слепого обоготворения, она все равно была ограниченной маленькой стервочкой, с годами, правда, немного поумневшей и кое-как устроившейся в жизни.
    Но никто не защищает Гумберта. Каким бы жалким трусом он не видел себя, на деле же Гумберт Гумберт оказался подозрительным, эгоистичным и даже деспотичным. Он ревновал Лолиту, пытался контролировать всю ее и сделать своей без остатка. И сломал в ней что-то, когда вступил с ней в половые сношения и раннее сожительство. После такого отпечатка она уже не могла быть полноценной женщиной и поэтому заслуживает жалости. Но как же она противна, все равно противна!


    В любовь Гумберта к Лолите я однозначно верю. Несмотря ни на что, несмотря на то, что он питал практически отвращение к взрослым увядшим женщинам, в конце он все также видел в ней смысл жизни


    От нее оставалось лишь легчайшее фиалковое веяние, листопадное эхо той нимфетки, на которую я наваливался с такими криками в прошлом; эхо на краю красного оврага, с далеким лесом под белесым небом, с бурыми листьями, запрудившими ручей, с одним последним сверчком в сухом бурьяне...

    Важно прочитать эту книгу когда придет время, когда ты уже в состоянии не только осуждать, но и сочувствовать, а не от того, что она знаменита или о ней многие говорят.

    Самый очевидный плюс этой книги для меня, если не брать в расчет великолепный язык Набокова, – это отсутствие постельных сцен, как бы парадоксально не выглядело, отсутствие матерных слов, выражений или намеков. По смыслу и персонажам своим книга пошла, но по языку – нежна, тонка, с завуалированным сатирическим юмором. Этот невероятный контраст уверенно держится от начала до конца.
    Для некоторых минус, для некоторых просто данность – сложность восприятия, которая всегда отличала Набокова. Будь «Лолита» у меня первой набоковской книгой, долго же она читалась бы. Здесь дело не только в языке, но и содержании. Интересно, но в то же время тяжело читать о любви взрослого мужчины к маленькой девочке.

    Конечно, персонажей почти невозможно понять, сложно простить, но то, что они вызвали какое-никакое сопереживание, заставляет говорить о Набокове и говорить.

    Он мастер слова, действительно изысканный писатель, создающий нечто особенное, и именно это вознесло эту пошлую историю до небывалых высот.

    9
    39