Рецензия на книгу
Половина жизни
Кир Булычёв
Kozmarin19 марта 2021 г.У Булычева в цикле про Павлыша удивительная атмосфера, которая особенно хорошо чувствуется в малой прозе. Почему-то в романах она рассеивается, романы наполняются чем-то другим, острыми сюжетами. А в малой прозе атмосфера сконцентрирована. В этом цикле всегда есть человек в огромном космосе, облаченный в огромный космический корабль. Это в Стартреке куча солдат, заполоняющих Энтерпрайз. Космический корабль в цикле про Павлыша колоссален и необъятен, и в этом корабле живёт маленький человек. Или несколько маленьких человеков. Пространства корабля как бы являются аллегорией на необъятный космос, в котором оказался маленький человек. Но при этом этот человек знает своё место и своё дело - этот человек не авантюрист, этот человек на службе благой цели - освоения космоса, поэтому человек принимает битву с уверенностью (может, не в своей победе, а в победе потомков) с экзистенциальным одиночеством человека в космосе.
И всё это хорошо отражено в "Половине жизни". Автор не объясняет, зачем кому-то из персонала надо быть на буксируемом корабле. Но на огромный мертвый корабль отправляется один человек. Человечество освоит космос - и эта мысль подчеркивается контрастом между Павлышем и, скажем так, размышлениями Надежды, которая, на минуточку, оказывается всего на пару поколений старше Павлыша. Такой космический прогресс человечества (за пару поколений от второй мировой войны) кажется утопией, но эта временная аномалия служит своей цели - показать, что освоение космоса реально, осязаемо. И что в связи с этим ещё поразительно. В произведениях Булычева этого цикла уже нет "Вау", новизны от такого прогресса человечества. Путешествия в космосе для человечества - уже рутина. И тут чисто логически, не верится, что за 2 поколения достигнут именно такой прогресс, что отношение человека к возможности путешествий в космосе так поменялось, исчез "Вау" эффект. Тем более временные рамки "Половины жизни" не согласуются с остальными произведениями "цикла". В "Последней войне" экипаж корабля поражался развитой цивилизации, которая ещё не отказалась от войн - как это давным давно сделало человечество (2 поколения - не давным давно). Или тайминг "Поселка", где 2 поколения потерпевших бедствие на далекой планете (хотя тут можно списать на другой ход времени на той планете). В общем, можно рассматривать это как недоработку автора, но мне кажется, что это тоже аллегория. Павлыш - наблюдатель. Даже если ему приходится непосредственно предпринимать какие-то действия, основная его роль - быть свидетелем. Это свойство достигает апогея в "Половине жизни". И вот это меня и поражает в этом цикле больше всего - фантастика, в которой автор, Булычев, в лице Павлыша не покоряет космос, а наблюдает за теми, кто покоряет или живёт в далёких-далёких галактиках. И этим Павлыш оказывается очень удобен как авторский прием.7500