Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Маятник Фуко

Умберто Эко

  • Аватар пользователя
    EvgenyKaidalov18 марта 2021 г.

    Маятник Эко

    Я точно бросил бы читать этот роман, если бы мы не договорились с моим соведущим обсудить его в подкасте «Культовые книги». Но всё же, писатель культовый и роман культовый, и, хотя мне он показался крайне неприятным, здесь-таки есть о чём поговорить.
    Итак, мы застаём молодого человека в музее, в Парижском «Консерватории науки и техники», расположенном в бывшем монастыре Сен-Мартен-де-Шан (где, кстати, подвешен и раскачивается по своей загадочной траектории знаменитый Маятник Фуко), человек этот крайне возбуждён, в технических экспонатах музея ему видятся оккультные артефакты и свидетельства мирового заговора, а сам он пришёл в музей для того, чтобы спрятаться в нём, остаться после закрытия на ночь, потому что в эту ночь в музее должны собраться участники мирового заговора, и он вступит в новую фазу. Молодой человек прячется в небольшом помещении, и затаившись на несколько часов, предаётся воспоминаниям, из которых мы и узнаём все подробности.
    Несомненно Умберто Эко – большой эрудит. Поначалу раздражает именно это: писатель написал книгу, понятную лишь ему самому, читать её можно либо со словарём, либо вскользь просматривая поток непонятных слов. Что хотел сказать автор? Возможно, он и сам с трудом понял, что он наговорил. Но если главный герой сходит с ума, тогда понятен выбранный стиль, и тогда мы, наблюдая мыслительный процесс в его голове, возможно увидим, как материализуются его фантазии и фобии? Приблизительно это в романе и происходит. Итак, главный герой, после окончания университета, где он, кстати, защищался по истории тамплиеров, работает в научном издательстве, со старшими коллегами разрабатывает тему оккультизма и на этой почве случайно вовлекается в продолжение тамплиерской истории, расследование мирового заговора, который, к слову сказать, он же, со своими коллегами и придумал. К тамплиерам присоединяются розенкрейцеры, потом масоны, павликиане, иезуиты, да ещё многие, так что сложно даже представить, кто в заговоре не участвует. Но критиковать роман с позиции «так быть не может» - себе дороже. Автор и сам не сторонник идеи мирового заговора, а людей, увлечённых тамплиерско-розенкрейцерскими расследованиями и эзотерической литературой он ласково называет «одержимцами». Весь роман оказывается такой интеллектуальной конструкцией, экспериментом, пытающимся показать возможность конструирования стойких убеждений и достоверных теорий, исходящих из бредовых послылок, и чем они абсурднее, тем интереснее эксперимент. Поскольку достоверности любому бреду предаёт изобилие деталей, то уж готовьтесь к потоку исторических и технических фактов, цитат, имён. Интересно было следить, как автор наращивает достоверность идеи, а затем опровергает её тем, что она вся придумана и это единственный достоверный факт, потом Эко снова добавляет фактов и историй и снова называет всё это бредом, нарастает абсурдность теории заговора и нагромождаются подтверждающие её аргументы, и вот так из стороны в сторону раскачивается этот маятник, «маятник Эко».
    Отдельная тема – конкуренция и вражда между сообществами людей: мировые заговорщики против остального человечества, и друг против друга, социалисты против фашистов и капиталистов, итальянские повстанцы против сторонников Муссолини, подростки городских окраин одного района против подростков других районов. Вражда переходит на частных людей, в их семьи, в общины мелких городков и сёл, но вражда не бесконечна, и иногда, несясь с горки на толпу противников удаётся остановиться и вынырнуть из конфликта. Студенческие демонстрации и бунты, с которых начинаются воспоминания главного героя проходят свою эволюцию и даже к концу книги они сопровождают его, хотя казалось бы, его дело – сторона, мировой заговор розенкрейцеров, и причём здесь студенты?
    Но всё-таки интересно в книге мне было не это всё. Заинтересовало описание быта интеллектуала и его коллег, занимающихся издательством, писательством и заменяющих собой Википедию, которую тогда ещё не изобрели, также как и интернет-поиск. Издательство, возглавляемое комичным директором и выпускающее как серьёзную литературу, так и барахло за счёт авторов показано очень сочно, вот об этом мне было по-настоящему интересно читать.
    Итак, если вы любите находить пересечения между литературными произведениями, интересуетесь историей мистических культов, если хотите устроить проверку своего словарного запаса, широты своей эрудиции и полноты терпения – эта книга для вас. Я же порадовался тому, что она окончилась, со мной остались идеи для обсуждения и память, несколько засоренная не столько жутковатыми, сколько неприятными, отталкивающими описаниями языческих и сатанинских мистерий.

    Содержит спойлеры
    16
    2,1K