Рецензия на книгу
Die Wahrheit über den Fall Harry Quebert
Joël Dicker
Kabareshka13 марта 2021 г.Книга, которую можно не читать
Не стоило верить восторженным отзывам, которые то тут, то там появлялись на горизонтах моих лент в различных соцетях.
Единственная положительная вещь, о которой стоит упомянуть — довольно простой язык, не мешающий быстрому прочтению (конечно, простой язык не всегда является плюсом, но в данном случае — да, просто поверьте).
Эмоции, в основном негативные, все еще кипят во мне, не позволяя систематизировать мысли после прочтения. Отторжение, которое вызвало произведение, мешает структурировать рассказ, чтобы выразить четкое мнение и разложить сюжет по полочкам в нужном порядке.
Иными словами: я злюсь и негодую.
Подобная ситуация случилась летом 2020 года, когда случайно попавшая ко мне книга Крейг Расселл - Аспект дьявола , была спасена от самой разносящей в пух и прах рецензии за авторством меня только благодаря моей же лени (но это отдельная история со своими тараканами).
Итак, конечно-конечно, мы тут все с вами понимаем, что это полная субъективщина и вкусовщина, кому-то может понравится, кому-то нет, и каждый имеет право на свое мнение. Но я настолько не привыкла ругать книги, что чувствую некую ответственность за это и желание оправдаться. Что ж. Вот это они и были.
Уф. А теперь выдохнем и попытаемся все же написать что-то более-менее вразумительное, чем просто «это было плохо».
Плоские, абсолютно картонные герои, сочувствие к которым автор пытался нам навязать, наоборот вызывают не его, а скорее только раздражение и фейспалм через каждую главу, а то и страницу.
Мотивация для этих героев зачастую кажется высосанной из пальца.
Плохо прописанный бэкграунд, которому не веришь. И вот на этом я остановлюсь немного поподробнее. Ниже небольшие спойлеры!
Дружба, связывающая повествователя Маркуса Гольдмана с его университетским преподавателем — косая черта — другом Гарри Квебертом, о которой мы узнаем из флешбеков в первой трети книги, и вся эта история с «Великолепным» Маркусом, являет собой пример чеховского ружья, которому так и не удалось выстрелить.Во-вторых, саму дружбу стоит поставить в кавычки и в окружение знаков вопроса, ибо мне не ясно, на основании чего сие чувство появилось, как развивалось (встречи в боксерском зале, чтобы в разумных пределах покалечить друг друга не в счет, увы), и на чем держалось. Объяснение между строк, что на самом деле Гарри Квеберт был лгуном, присвоившим себе чужой талант, и неким рентгеновским зрением и обонянием почувствовал то же в своем ученике, хромает и не дотягивает до правды.
А стоит ли говорить что-либо о «советах писателю», которые предваряют начало каждой главы? Над некоторыми из них я откровенно смеялась. И чтобы было более наглядно, продемонстрирую.
Цитата:
— Гарри, сколько нужно времени, чтобы написать книгу?
— Это зависит.
— Зависит от чего?
— От всего.Конец цитаты. Занавес.
Следующая моя придирка (звучит как будто она не обоснована, поэтому исправим) — придирка зачеркнуто —упрек, касается любовной линии Гарри и пятнадцатилетней Нолы. Почему между этими людьми возникло чувство? Неужели виной всему магический дождь, который, стоило под ним потанцевать девочке-подростку, чудесным образом налетел на писателя Гарри Квеберта, сидевшего неподалеку, и смыл его разум, словно тротуарную пыль, дав питательные силы для цветка по имени «влечение к нимфетке». Очередные вопросы, оставленные без ответа Жоэлем Диккером, как я ни надеялась получить ответ хотя бы к концу повествования. Краткое описание отношений выглядит так: Милый Гарри! Милая Нола! Давайте сбежим!.. О, нет, я не могу... Но я же хочу заботиться о Вас и быть рядом... Я тоже люблю вас Нола, поэтому
давайте сбежим!Спойлеры.
Поглядите на эту милую и приветливую девочку Нолу, подрабатывавшую официанткой по субботам, дочку пастора, всеобщую любимицу. И мысли не возникнет на протяжении всей книги, что с ней что-то не так? Неправда. Возникнет сразу.
Если вы читали Бойцовский клуб, а также больше, чем один детектив Агаты Кристи, и знаете, кто такой Билли Миллиган, то никакого раскрытия великой тайны и поистине страшного секрета здесь для вас не будет, и не вдаваясь в медицинские термины, не имея желания кого-либо оскорбить, — у Нолы не все в порядке с головой. Но, опять это пресловутое «но» от зануды меня: причина, по которой произошло раздвоение Нолы на двух людей, а именно совершенное ею в детстве убийство собственной матери, о котором рассказано было как-то вскользь...да в общем, в этом-то и кроется проблема, об убийстве матери мы мало что узнаем. Почему и что послужило триггером для девочки, какие у них были отношения и т.д.Стремление автора запутать нас матрёшковатостью финала, может быть, и сыграло для кого-то свою неожиданную роль, но не для меня. И таким образом мы подошли к главному в книге — сюжету самого детектива. Признаться, дочитывала я только из-за обещанных неожиданных поворотов и ахтынеугадаешьктоубийца концовки. Какое разочарование!..
И тут подключается мой внутренний спорщик, заявляя, что не надо было заранее очаровываться, чтобы затем разочаровываться, другими словами — завышенные ожидания не оправдались (на первых страницах текста мне даже почудилось, что вот она — вторая Донна Тартт - Тайная история , и меня ждет такое же наслаждение, как и во время чтения Донны Тартт )!
И в абзаце про сюжет стоит упомянуть еще одну деталь. Наш горе-писатель Маркус Гольдман, видимо, был любимчиком автора, ибо на протяжении всей книги чувствуется заботливая рука, которая водит его вдалеке от настоящих опасностей и раскрывает перед ним все двери, делая вид, что те были закрыты на толстые ржавые замки (как можно было без проблем найти портрет 30-летней давности, одну из главных улик, просто придя домой к одному из подозреваемых?).
Теперь о книге того самого Гарри Квеберта, об «Истоках зла», сюжет которой — традиционно — не раскрывается!.. Но нам дают знать, что книга — великая, да настолько, что ее даже изучают в школах. Но что нам о ней известно? Написана она о некой запретной любви. И? И все. Мне думалось, что книга эта представляет собой сплошные сопли и некую кальку той, что я читаю в данный момент. (Ах, Милый Гарри! Милая Нола!)
Где-то здесь нужно подходить к завершению рецензии, которая больше имеет размышлительно-разговорный характер.
Возможно, книга имеет хороший шанс стать экранизированным триллером с атмосферой сериала «Острые предметы» или фильма «Исчезнувшая», где больше внимания уделяется актерской игре, кадрам, и тому, что упомянуто на строчку выше — атмосфере.
Следующей фразой рискую навлечь на себя лавину гневных комментариев от поклонников Жоэля Диккера и его книги, но. История Нолы рядом не стоит с историей Лоры Палмер, а сама книга по атмосфере (срочно дайте мне синоним!) ну совсем не дотягивает до твинпиксовской, как бы автор ни старался.
Содержит спойлеры191,3K