Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Die Wahrheit über den Fall Harry Quebert

Joël Dicker

  • Аватар пользователя
    Kabareshka13 марта 2021 г.

    Книга, которую можно не читать

    Не стоило верить восторженным отзывам, которые то тут, то там появлялись на горизонтах моих лент в различных соцетях.

    Единственная положительная вещь, о которой стоит упомянуть — довольно простой язык, не мешающий быстрому прочтению (конечно, простой язык не всегда является плюсом, но в данном случае — да, просто поверьте).

    Эмоции, в основном негативные, все еще кипят во мне, не позволяя систематизировать мысли после прочтения. Отторжение, которое вызвало произведение, мешает структурировать рассказ, чтобы выразить четкое мнение и разложить сюжет по полочкам в нужном порядке.

    Иными словами: я злюсь и негодую.

    Подобная ситуация случилась летом 2020 года, когда случайно попавшая ко мне книга Крейг Расселл - Аспект дьявола , была спасена от самой разносящей в пух и прах рецензии за авторством меня только благодаря моей же лени (но это отдельная история со своими тараканами).

    Итак, конечно-конечно, мы тут все с вами понимаем, что это полная субъективщина и вкусовщина, кому-то может понравится, кому-то нет, и каждый имеет право на свое мнение. Но я настолько не привыкла ругать книги, что чувствую некую ответственность за это и желание оправдаться. Что ж. Вот это они и были.

    Уф. А теперь выдохнем и попытаемся все же написать что-то более-менее вразумительное, чем просто «это было плохо».

    Плоские, абсолютно картонные герои, сочувствие к которым автор пытался нам навязать, наоборот вызывают не его, а скорее только раздражение и фейспалм через каждую главу, а то и страницу.

    Мотивация для этих героев зачастую кажется высосанной из пальца.

    Плохо прописанный бэкграунд, которому не веришь. И вот на этом я остановлюсь немного поподробнее. Ниже небольшие спойлеры!
    Дружба, связывающая повествователя Маркуса Гольдмана с его университетским преподавателем — косая черта — другом Гарри Квебертом, о которой мы узнаем из флешбеков в первой трети книги, и вся эта история с «Великолепным» Маркусом, являет собой пример чеховского ружья, которому так и не удалось выстрелить.

    Во-вторых, саму дружбу стоит поставить в кавычки и в окружение знаков вопроса, ибо мне не ясно, на основании чего сие чувство появилось, как развивалось (встречи в боксерском зале, чтобы в разумных пределах покалечить друг друга не в счет, увы), и на чем держалось. Объяснение между строк, что на самом деле Гарри Квеберт был лгуном, присвоившим себе чужой талант, и неким рентгеновским зрением и обонянием почувствовал то же в своем ученике, хромает и не дотягивает до правды.

    А стоит ли говорить что-либо о «советах писателю», которые предваряют начало каждой главы? Над некоторыми из них я откровенно смеялась. И чтобы было более наглядно, продемонстрирую.

    Цитата:


    — Гарри, сколько нужно времени, чтобы написать книгу?
    — Это зависит.
    — Зависит от чего?
    — От всего.

    Конец цитаты. Занавес.

    Следующая моя придирка (звучит как будто она не обоснована, поэтому исправим) — придирка зачеркнуто —упрек, касается любовной линии Гарри и пятнадцатилетней Нолы. Почему между этими людьми возникло чувство? Неужели виной всему магический дождь, который, стоило под ним потанцевать девочке-подростку, чудесным образом налетел на писателя Гарри Квеберта, сидевшего неподалеку, и смыл его разум, словно тротуарную пыль, дав питательные силы для цветка по имени «влечение к нимфетке». Очередные вопросы, оставленные без ответа Жоэлем Диккером, как я ни надеялась получить ответ хотя бы к концу повествования. Краткое описание отношений выглядит так: Милый Гарри! Милая Нола! Давайте сбежим!.. О, нет, я не могу... Но я же хочу заботиться о Вас и быть рядом... Я тоже люблю вас Нола, поэтому
    давайте сбежим!

    Спойлеры.
    Поглядите на эту милую и приветливую девочку Нолу, подрабатывавшую официанткой по субботам, дочку пастора, всеобщую любимицу. И мысли не возникнет на протяжении всей книги, что с ней что-то не так? Неправда. Возникнет сразу.
    Если вы читали Бойцовский клуб, а также больше, чем один детектив Агаты Кристи, и знаете, кто такой Билли Миллиган, то никакого раскрытия великой тайны и поистине страшного секрета здесь для вас не будет, и не вдаваясь в медицинские термины, не имея желания кого-либо оскорбить, — у Нолы не все в порядке с головой. Но, опять это пресловутое «но» от зануды меня: причина, по которой произошло раздвоение Нолы на двух людей, а именно совершенное ею в детстве убийство собственной матери, о котором рассказано было как-то вскользь...да в общем, в этом-то и кроется проблема, об убийстве матери мы мало что узнаем. Почему и что послужило триггером для девочки, какие у них были отношения и т.д.

    Стремление автора запутать нас матрёшковатостью финала, может быть, и сыграло для кого-то свою неожиданную роль, но не для меня. И таким образом мы подошли к главному в книге — сюжету самого детектива. Признаться, дочитывала я только из-за обещанных неожиданных поворотов и ахтынеугадаешьктоубийца концовки. Какое разочарование!..

    И тут подключается мой внутренний спорщик, заявляя, что не надо было заранее очаровываться, чтобы затем разочаровываться, другими словами — завышенные ожидания не оправдались (на первых страницах текста мне даже почудилось, что вот она — вторая Донна Тартт - Тайная история , и меня ждет такое же наслаждение, как и во время чтения Донны Тартт )!

    И в абзаце про сюжет стоит упомянуть еще одну деталь. Наш горе-писатель Маркус Гольдман, видимо, был любимчиком автора, ибо на протяжении всей книги чувствуется заботливая рука, которая водит его вдалеке от настоящих опасностей и раскрывает перед ним все двери, делая вид, что те были закрыты на толстые ржавые замки (как можно было без проблем найти портрет 30-летней давности, одну из главных улик, просто придя домой к одному из подозреваемых?).

    Теперь о книге того самого Гарри Квеберта, об «Истоках зла», сюжет которой — традиционно — не раскрывается!.. Но нам дают знать, что книга — великая, да настолько, что ее даже изучают в школах. Но что нам о ней известно? Написана она о некой запретной любви. И? И все. Мне думалось, что книга эта представляет собой сплошные сопли и некую кальку той, что я читаю в данный момент. (Ах, Милый Гарри! Милая Нола!)

    Где-то здесь нужно подходить к завершению рецензии, которая больше имеет размышлительно-разговорный характер.

    Возможно, книга имеет хороший шанс стать экранизированным триллером с атмосферой сериала «Острые предметы» или фильма «Исчезнувшая», где больше внимания уделяется актерской игре, кадрам, и тому, что упомянуто на строчку выше — атмосфере.

    Следующей фразой рискую навлечь на себя лавину гневных комментариев от поклонников Жоэля Диккера и его книги, но. История Нолы рядом не стоит с историей Лоры Палмер, а сама книга по атмосфере (срочно дайте мне синоним!) ну совсем не дотягивает до твинпиксовской, как бы автор ни старался.

    Содержит спойлеры
    19
    1,3K