Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Бел Кауфман

  • Аватар пользователя
    InfantinoSurpluses11 марта 2021 г.

    Лестница в никуда

    “Это дети, вскормленные на жалких отбросах, и у них никого нет — ни в школе, ни дома”.

    Своей историей автор окунула меня в события 13-ти летней давности. Причём окунула с головой. Практически потопила. И я залпом опрокинула в себя этот роман, не отрываясь до последней страницы. Ужин не приготовлен, посуда не помыта, квартира не убрана, на работу рано вставать...а я все продолжала и продолжала. В итоге я голодная, невыспавшаяся сова с нежно фиолетовыми кругами под глазами.
    Роман не тривиальный. Он держит в напряжении, хоть и нет в нем лихо закрученного сюжета. Он злободневный и актуальный. Выбранная автором форма записок, документов, школьных сочинений, писем создает мощный эффект твоего участия в происходящем.
    Никто не может написать о школе лучше, чем неравнодушный педагог, тем более о самой обычной среднеобразовательной районной школе.
    Что за такой невиданный зверь "хороший учитель"? Что за мифический персонаж "хороший ученик"? Кто мы для учителей? Фамилия в журнале? Способ заработка? Ежедневная каторга?


    “Отношения учителя с учеником — это что-то вроде хождения по канату. Знаю, как осторожно должна я выбирать слова и жесты. Понимаю, как трудно балансировать между дружелюбием и фамильярностью, достоинством и отчужденностью”.

    На вопросе "почему учителя не доверяют детям?" я вспомнила забавный случай из своего 9-ого класса. Группа одноклассников мелко нарвала лист бумаги и начали запихивать друг-другу в капюшоны. Смешно, весело, но тут учительница замечает, что пол в её классе усеян результатами веселья и начинается расследование. На одном из обрывков она обнаруживает мою фамилию. Подозрение в виде вручения веника с совком падает на меня. А я то не участвовала в празднике жизни и гордый варяг наотрез отказался подметать в виду невиновности этого самого варяга. Я встала насмерть:"Не бросала и все. Кто не знаю!"- и вместо того, чтобы просто поверить, отправили меня к завучу. И там я встала насмерть:"Я не я, корова не моя! Точнее корова то моя, но кто доил не знаю". А позиция завуча была (до сих пор не понятная мне):"Вероник, ну убрать что ли сложно?" Но это так, лирическое отступление. Кстати, подметала таки не я, гордый варяг врагу не сдался.


    “Но я не обескуражена. Мне кажется, что дело не в трудных учениках, а в неумелых учителях”.

    Оплошностей и ошибок учителя совершают огромное количество. Иногда ошибки фатальны, иногда нет. Иногда ошибки случайны, иногда от равнодушия и формального отношения к работе. После каких ошибок учителю стоит задуматься о смене профессии? После каких его стоит гнать взашей? Где заканчиваются обязанности учителя? И возможно ли этим обязанностями сотворить рамки? Навеянные романом вопросы ответа не имеют.
    И да, я знаю, что возразят учителя. "Нас мало, учеников много". "Мы лишь предоставляем знания - со всем остальным к родителям". "Вы всю ответственность перекладываете на учителей". "А сами ученики то какие пошли". И т.д. И вроде как истину глаголят. А вроде как и не совсем…
    Я искренне считаю, что есть ряд профессий на нашей круглой планете идти в которые стоит исключительно по призванию и большой любви к этим самым профессиям. Нельзя быть медиком и пройти мимо человека, которому на улице стало плохо. Нельзя быть педагогом и не испытывать пиетета к ученикам.
    Роман однозначно стоит прочитать ученикам, чтобы не обманываться в своих ожиданиях и надеждах.
    Роман однозначно стоит прочитать учителям, чтобы не обманывать прежде всего себя.
    Цепляет книга.

    9
    471