Рецензия на книгу
Странствия убийцы
Робин Хобб
Аноним9 марта 2021 г.ㅤВот и завершилась для меня первая сага мира Элдерлингов, сага о Видящих. Мое мнение об этой области творчества Робин Хобб осталось неизменным — как было все прекрасно, так и осталось. Тем не менее руки тянутся написать рецензию, мой поток мыслей служит им хорошим тандемом, а та часть, что тихо бунтует против ненужного проливания воды (могу лишь подвести общие итоги, по общему плану я уже много чего говорила), почти беспрекословно им внимает. Все было бы хорошо, не будь моего ужасного пристрастия к рецензиям под тысячу слов. Но, в общем, был найден компромисс — рецензия со спойлерами.
ㅤЯ все-таки соврала, когда сказала, что ничего не поменялось. Наглая лгунья. Изменилось мое отношение к истории по ходу чтения, причем кардинально. Если с первыми двумя книгами по большей части я справлялась с горем пополам, ожидая, казалось, неминуемой смерти от ожидания каких-либо действий, то восемьсот страниц “Странствий убийцы” прошли у меня размеренно от того, что я знала, с чем связываюсь. Также мои привычные перерывы между книгами дали свои плоды: то, что было раньше, я переварила; отдых от истории принес легкую тоску по ней, и я бралась за финал решительно и с нетерпением, даже с некой торжественностью. Может, из-за этого и иссякла, как мне кажется, моя объективность касательно истории, так как я ушла полностью в ощущения и чувства, а не технику написания. Однако я об этом не жалею! Это того стоило.
ㅤНе думаю, что есть смысл подробно описывать завязку третьей книги. Во-первых, она третья, во-вторых, ее фундамент измеряется в двух словах: найти Верити. Остальное детали. Однако в них и содержится весь чарующий дар книги. Они создают оплот для странствий Фитца и делают их более разнообразными, не сужая все до “найти Верити”. К этому, конечно, все ведет, но Верити один, и, соответственно, странствие одно. Но в названии множественное число, поэтому запрограммированность героя на “найди” и “верни обратно” сходит на нет. Фитц всю книгу занимается самокопанием, воспоминаниями, ворчанием на Регала, борьбой с судьбой и иногда очень неразумными вещами. И это все настолько хорошо скомбинировано, что отвлекаться от чтения не хочется совершенно. В отличии, лично у меня, от “Королевского убийцы”—
ㅤВот вернусь к насущному до семьсот семьдесят пятой страницы вопросу о великой любви Фитца и Молли. Мое предсказание о “Дорогой, у нас будет ребенок!! Сюрприз!!” воплотилось в жизнь. Разве что в более бессловесной манере. Но не об этом. Скорее, о моменте, когда все мои вопросы об отношениях Молли и Фитца иссякли. Это было настолько хорошо, что любые претензии о здравом построении любовных линий сразу канули в Лету. Мне понравилось, что это стало ударом для Фитца. Он жил с воспоминаниями о прошлых пылких отношениях и, не имея опыта в любовных делах, не мог осознать, когда все закончилось. Фитц понял, что его представление о чувствах к Молли все время оставалось прежним (хотя должно было меняться вместе с ростом героев), лишь тогда, когда увидел подведенную черту своими глазами. То, как это преподносит Робин Хобб и читателю, и главному герою, достойно аплодисментов.
ㅤЕще я хочу сказать пару слов о личности Регала. Либо я непроницательная дура, либо он и вправду раскрыт… ладно, он раскрыт, но то, что раскрылось, мне совершенно не понравилось. Все герои невероятно многообразны, а их мотивы глубоки, но вот Регала обделили. Такое ощущение, что он слеплен сугубо по шаблону с целью быть ключевым звеном в изменении направления сюжетной линии. Причем такое бывает довольно часто с львиной долей злостных антагонистов: образ есть, определенные решения тоже, но жизни и достоверности в них никакой. Регал — позолоченный кусок железа, который умел только бояться, завидовать, злиться и ничего не делать. Робин Хобб в конце выставила его лишь избалованным мальчиком, который так и не смог понять, что не все подчиняется его приказам и желаниям.
ㅤС одной стороны, в течение трилогии он что-то делал, с другой — не делал ничего. Это невероятно сложно объяснить, но в конце все представление, которое я сложила о Регале, оказалось ложным. Чувствую себя обманутой. На протяжении всей саги он делал вполне себе осмысленные вещи: намеренно объявил Верити мертвым, слил Кетриккен (вообще, попытался), убил отца и короновал себя. Как мне кажется, чтобы это все провернуть, нужно иметь как минимум мозг, не говоря о сообразительности и хладнокровии. То, что он сделал, выставляет Регала в определенном свете: ужасный человек, который сделает все, чтобы добиться желаемого. Хитрый, вполне умный, опасный. Но стоило в предпоследней главе завести речь о сломанных игрушках, его поступки были даже не обесценены, а аннулированы. Это было сказано с таким поверхностным утрированием, что у меня упало сердце. Все безрассудство Регала, царившее над его поступками всю вторую половину “Странствий убийцы”, было чужим и ему несвойственным. А сравнение с ребенком меня и вовсе огорчило. Мне верится с трудом, что все, что произошло в первых двух частях, было совершено обиженным ребенком. Как реалистично: ни сомнений, ни боязни от совершенного. Лишь жестокость. Маленький завистливый булыжник, не способный на чувства и являющийся лишь инструментом авторши для создания неприятностей для “положительных” героев.
— Как сделать из “Королевского убийцы” сплошную трагедию? Почему Фитц должен стать на время волком? Как он покинет Баккип и станет мертвым для большинства своих знакомых? Кто станет главной угрозой при воскрешении драконов? Не может же быть все просто так, это же неинтересно!
ㅤ
ㅤ— Ой, не стоит беспокоиться! Ориентиром послужит Регал. Мы разбавим его мотивы детской обидой и избалованностью, а потом сольем, потому что он нам больше не нужен. И что, что не вяжутся его поступки с основой образа? Какая разница, он же антагонист, его в любом случае не жалко—ㅤ
ㅤЗа исключением этого, остальное выше моих похвал. Для читателя Шесть Герцогств растет с каждой книгой, и это потрясающе. Вопрос о героях по-прежнему остается одним из главных преимуществ этого цикла: понимаешь, как скучала по ним, лишь когда берешься за новое произведение. Концовка достойна отдельного упоминания. Сага о Видящих — эталонный показатель того, что зачастую некоторые вещи неподвластны даже перу автора. Все происходит так, как должно быть. Вне зависимости от вопроса о благополучии для всех героев. Робин Хобб попадает в избранное уже без каких-либо сомнений, я в чистом восторге. Сердечно люблю ее мир. Какой же он чудесный.Содержит спойлеры701,8K