Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Странствия убийцы

Робин Хобб

  • Аватар пользователя
    Аноним9 марта 2021 г.

    ㅤВот и завершилась для меня первая сага мира Элдерлингов, сага о Видящих. Мое мнение об этой области творчества Робин Хобб осталось неизменным — как было все прекрасно, так и осталось. Тем не менее руки тянутся написать рецензию, мой поток мыслей служит им хорошим тандемом, а та часть, что тихо бунтует против ненужного проливания воды (могу лишь подвести общие итоги, по общему плану я уже много чего говорила), почти беспрекословно им внимает. Все было бы хорошо, не будь моего ужасного пристрастия к рецензиям под тысячу слов. Но, в общем, был найден компромисс — рецензия со спойлерами.

    ㅤЯ все-таки соврала, когда сказала, что ничего не поменялось. Наглая лгунья. Изменилось мое отношение к истории по ходу чтения, причем кардинально. Если с первыми двумя книгами по большей части я справлялась с горем пополам, ожидая, казалось, неминуемой смерти от ожидания каких-либо действий, то восемьсот страниц “Странствий убийцы” прошли у меня размеренно от того, что я знала, с чем связываюсь. Также мои привычные перерывы между книгами дали свои плоды: то, что было раньше, я переварила; отдых от истории принес легкую тоску по ней, и я бралась за финал решительно и с нетерпением, даже с некой торжественностью. Может, из-за этого и иссякла, как мне кажется, моя объективность касательно истории, так как я ушла полностью в ощущения и чувства, а не технику написания. Однако я об этом не жалею! Это того стоило.

    ㅤНе думаю, что есть смысл подробно описывать завязку третьей книги. Во-первых, она третья, во-вторых, ее фундамент измеряется в двух словах: найти Верити. Остальное детали. Однако в них и содержится весь чарующий дар книги. Они создают оплот для странствий Фитца и делают их более разнообразными, не сужая все до “найти Верити”. К этому, конечно, все ведет, но Верити один, и, соответственно, странствие одно. Но в названии множественное число, поэтому запрограммированность героя на “найди” и “верни обратно” сходит на нет. Фитц всю книгу занимается самокопанием, воспоминаниями, ворчанием на Регала, борьбой с судьбой и иногда очень неразумными вещами. И это все настолько хорошо скомбинировано, что отвлекаться от чтения не хочется совершенно. В отличии, лично у меня, от “Королевского убийцы”—

    ㅤВот вернусь к насущному до семьсот семьдесят пятой страницы вопросу о великой любви Фитца и Молли. Мое предсказание о “Дорогой, у нас будет ребенок!! Сюрприз!!” воплотилось в жизнь. Разве что в более бессловесной манере. Но не об этом. Скорее, о моменте, когда все мои вопросы об отношениях Молли и Фитца иссякли. Это было настолько хорошо, что любые претензии о здравом построении любовных линий сразу канули в Лету. Мне понравилось, что это стало ударом для Фитца. Он жил с воспоминаниями о прошлых пылких отношениях и, не имея опыта в любовных делах, не мог осознать, когда все закончилось. Фитц понял, что его представление о чувствах к Молли все время оставалось прежним (хотя должно было меняться вместе с ростом героев), лишь тогда, когда увидел подведенную черту своими глазами. То, как это преподносит Робин Хобб и читателю, и главному герою, достойно аплодисментов.

    ㅤЕще я хочу сказать пару слов о личности Регала. Либо я непроницательная дура, либо он и вправду раскрыт… ладно, он раскрыт, но то, что раскрылось, мне совершенно не понравилось. Все герои невероятно многообразны, а их мотивы глубоки, но вот Регала обделили. Такое ощущение, что он слеплен сугубо по шаблону с целью быть ключевым звеном в изменении направления сюжетной линии. Причем такое бывает довольно часто с львиной долей злостных антагонистов: образ есть, определенные решения тоже, но жизни и достоверности в них никакой. Регал — позолоченный кусок железа, который умел только бояться, завидовать, злиться и ничего не делать. Робин Хобб в конце выставила его лишь избалованным мальчиком, который так и не смог понять, что не все подчиняется его приказам и желаниям.

    ㅤС одной стороны, в течение трилогии он что-то делал, с другой — не делал ничего. Это невероятно сложно объяснить, но в конце все представление, которое я сложила о Регале, оказалось ложным. Чувствую себя обманутой. На протяжении всей саги он делал вполне себе осмысленные вещи: намеренно объявил Верити мертвым, слил Кетриккен (вообще, попытался), убил отца и короновал себя. Как мне кажется, чтобы это все провернуть, нужно иметь как минимум мозг, не говоря о сообразительности и хладнокровии. То, что он сделал, выставляет Регала в определенном свете: ужасный человек, который сделает все, чтобы добиться желаемого. Хитрый, вполне умный, опасный. Но стоило в предпоследней главе завести речь о сломанных игрушках, его поступки были даже не обесценены, а аннулированы. Это было сказано с таким поверхностным утрированием, что у меня упало сердце. Все безрассудство Регала, царившее над его поступками всю вторую половину “Странствий убийцы”, было чужим и ему несвойственным. А сравнение с ребенком меня и вовсе огорчило. Мне верится с трудом, что все, что произошло в первых двух частях, было совершено обиженным ребенком. Как реалистично: ни сомнений, ни боязни от совершенного. Лишь жестокость. Маленький завистливый булыжник, не способный на чувства и являющийся лишь инструментом авторши для создания неприятностей для “положительных” героев.

    — Как сделать из “Королевского убийцы” сплошную трагедию? Почему Фитц должен стать на время волком? Как он покинет Баккип и станет мертвым для большинства своих знакомых? Кто станет главной угрозой при воскрешении драконов? Не может же быть все просто так, это же неинтересно!
    ㅤ— Ой, не стоит беспокоиться! Ориентиром послужит Регал. Мы разбавим его мотивы детской обидой и избалованностью, а потом сольем, потому что он нам больше не нужен. И что, что не вяжутся его поступки с основой образа? Какая разница, он же антагонист, его в любом случае не жалко—


    ㅤЗа исключением этого, остальное выше моих похвал. Для читателя Шесть Герцогств растет с каждой книгой, и это потрясающе. Вопрос о героях по-прежнему остается одним из главных преимуществ этого цикла: понимаешь, как скучала по ним, лишь когда берешься за новое произведение. Концовка достойна отдельного упоминания. Сага о Видящих — эталонный показатель того, что зачастую некоторые вещи неподвластны даже перу автора. Все происходит так, как должно быть. Вне зависимости от вопроса о благополучии для всех героев. Робин Хобб попадает в избранное уже без каких-либо сомнений, я в чистом восторге. Сердечно люблю ее мир. Какой же он чудесный.

    Содержит спойлеры
    70
    1,8K