Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ким

Редьярд Киплинг

  • Аватар пользователя
    Аноним6 марта 2021 г.

    Стояла у меня эта книга, стояла, отложенная на потом, а все почему? Потому что я так иногда хорошо читаю аннотации, что только держись. Сложилось у меня впечатление почему-то, что история индийского мальчика Кима должна быть очень драматична. Но здесь все совсем не так. Его драма в том, что он рано остался без отца, а еще раньше - без матери, но уж в таких он обстоятельствах рос, что не казалось ему потерями то, что для другого и в других условиях оказалось бы трагедией. Мальчик, который всегда мог найти и пищу и кров, развлечения в играх с другими мальчишками и не отличался от них ни на гран, несмотря на то, что он сын своего отца-англичанина, а точнее - ирландца. Шустрый, наблюдательный и очень неглупый парнишка даже мог подзаработать, оказывая кой-какие услуги, кое-что подозревая, хоть и не зная истинной подоплеки. И так в один прекрасный день сошлись звезды: и с его услугами, и с тем, что именно в тот день встретил он тибетского ламу, находящегося в поисках некоей Реки Стрелы из священных текстов. Они пускаются в путь, а тем временем за ними собираются тучи, не без усилий самого Кима.

    Много было встреч на пути их странствий, и с легкой руки ушлого мальчишки, именующего себя "чела", обычно сопровождающего жреца или подобного же звания, лама становится "святым человеком", которому везде и стол, и кров, и почет. Но лама действительно весь в той божественной идее, что осенила его, а со своей бесхитростностью, наивностью и добросердечиеми он явно не только претендует на звание святого человека, мы, глядя на него, также склоняемся к этой мысли. Без шуток. А для Кима это сплошное удовольствие, не только потому что их везде привечают, но и само путешествие, люди, места, истории, которые можно услышать на местах остановок.


    Никогда не водись с чертом, с мальчишкой и с обезьяной, никто не знает, что у них на уме.

    И вот очередная встреча, на сей раз - с богатой старухой, вдовой, по-видимому, раджи. Киплинг не жалеет красок в описании ее и характеризуя ее реплики, жесты, манеры и даже внешность. Она настолько колоритна, а ругается она так изощрено и красочно, как только может властная хозяйка богатого дома. И это смешно до колик, особенно представлять образность тех метафор, что выводит острый ее язычок. При том, что Киплинг дословно нам не передает. Вот так, казалось бы, будет проходить путешествие двух искателей, потому что не только лама движется в поисках своей Реки, но и у Кима имеется карма, нарисованная ему по пути одним встречным жрецом и наказанная ему отцом перед смертью, в виде Рыжего Быка на Зеленом Поле. И вот - встреча. Тут я остановлюсь, потому что дальнейшее только читать, никакой пересказ не передаст этого горячего сердца, этих проделок, этого юркого ума. Но могу намекнуть, что уж очень похожее я уже читала, по крайней мере, в начале книги Мери Маргарет Кей - Далекие Шатры. Книга 1. Дворец ветров И так сказать, понятно откуда у одного из романов Кей (чьи романы тоже очень и очень достойны) растут ноги. Они немного разнятся жанрово, но хочу пояснить, что и Кей, и Киплинг - их судьбы были связаны с Индией изначально, обоих отсылали на время учебы в Англию, и они с нетерпением ждали, когда окончится их учеба и можно будет вернуться домой. Именно домой. Поэтому неудивительно, что и у героев восприятие Индии, людей, ритуалов, еды, да всего было такое, как в книге. Где родились, где выросли и с чем, с кем, к тому и лежит душа. Но Ким у Киплинга - это такая беспокойная душа, такой ретивый характер, даже дух захватывает от того.

    Хоия сама Индия со своей древностью и древними богами, древнейшей системой мировоззрения и верованиями, да и суевериями, метафизическими и даже философскими постановками вопросов заденет и вас краешком крыла. Ведь наверняка не сможете пройти мимо того, что под конец нашей истории узрел лама. И не есть ли конец того повествования все же началом. Колесо сансары катится и только оно само ведает о своем пути.

    23
    578