Рецензия на книгу
Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст
Максим Ильяхов, Людмила Сарычева
Аноним5 марта 2021 г.«Опытный редактор не дочитывает до конца даже афоризм». (Константин Мелихан)
Что такое по-вашему мнению «сильный текст»? Вовремя сказанное матное слово? Речь, вселившая надежду в граждан в трудные времена? Слоган, ставший надоевшим мемом? Афоризм, выражающий дух эпохи? И первое, и второе, и третье, и четвертое. Но это все о «силе» с точки зрения эмоций. А вот у известных редакторов Людмилы Сарычевой и Максима Ильяхова (оба из «Рассылки Главреда») совсем другое понимание «силы» написанного. И эта книга призвана научить своего читателя (а по совместительству и писателя) чувствовать избыточность и неинформативность своих текстов, редактировать их и заставлять работать должным образом, будь то рецензия, резюме или рекламное объявление.
«Это книга о сильном тексте — о таком тексте, который услышат и поймут. Эта книга о тексте, но не о словах. Здесь нет списка волшебных выражений, от которых читатель впадет в экстаз. Здесь нет волшебных продающих фраз, лингвистических нейротриггеров и психологических уловок, которые автоматически делают текст сильным.»Эта книга, как и многие другие, изданные «Альпиной Паблишер», призвана улучшить вашу жизнь. В отличие от многочисленных книг по психологии и бизнесу, она обладает одним важным преимуществом: она очень конкретна и не так субъективна. А это значит - способна помочь широкому кругу читателей.
Может показаться, что эта книга обращена к узкой группе специалистов и относится только к тем, чья деятельность непосредственно связана с регулярным написанием и корректировкой текстов: журналисты, редакторы, писатели, критики, рекламщики и пр. Но это не так. Даже если вы не принадлежите к перечисленным выше группам, то все равно периодически сталкиваетесь с потребностью писать текст: резюме, докладную записку, письмо заказчику, объявление и т.д. Для всех этих случаев пригодится эта книга. Но не это самое главное. «Пиши, сокращай» учит видеть в чужих (!) текстах те места, где за многословием прячется ложь и некомпетентность, за заумью – пустота и глупость, за неопределенностью – отсутствие опыта и фактов, за канцеляризмами – неуважение. Таким образом, эта книга помогает видеть суть текста, воспринимать информацию адекватно и избегать ошибок. Это важно для любого человека: и для того, который пишет, и для того, который читает. И если как авторам художественных произведений, писателям эта книга мало чем будет полезна, то как обычным людям, которые вынуждены ориентироваться в потоках текстовой информации, она им необходима, вопреки заявлению авторов.
«Это книга для тех, кто пишет по делу: журналиста, который готовит статью; менеджера, который отправляет письмо; студента, который сдает курсовую работу; ученого, который публикует результаты исследования в научном журнале. Она для тех, кто решает рабочие задачи с помощью текста. Эта книга не для авторов художественного текста. Нам интересен текст только как рабочий инструмент, а не элемент искусства.»В первую очередь, «Пиши, сокращай» - это практический курс в форме учебника, и именно бумажного учебника (авторы заявляют, что эта книга существует только в бумажном варианте, а все электронные версии заведомо пиратские). Текст разбит на основные темы, которые в свою очередь состоят из небольших глав, каждая на 2-3 страницы. В каждой главе приводится общая теория, ряд тематических примеров как «надо» и «не надо» делать, общий вывод. Здесь вы не встретите сложных рассуждений, лингвистического анализа и художественной критики. Практика и только практика. «Вот фрагмент текста. В нем плохо то и это. Делаем «раз», делаем «два». Получаем новый вариант исходного текста. Сравниваем, стало ли лучше. Стало. Зафиксировали.»
В книге хорошо подобраны примеры. В первую очередь потому, что они взяты из реальных случаев и относятся к самым различным сферам деятельности (что лишний раз доказывает широту практического применения подхода авторов). Медицина, ИТ-сфера, бизнес, строительство, пищевая промышленность, услуги, развлечения и мн. др. Более того, текст удобно организован, примеры «до»/«после», «плохо»/«хорошо» расположены в два столбика, друг напротив друга. В оформлении использованы традиционные метки редактирования текста, выделенные оранжевым цветом, такие, как подчеркивания, зачеркивания, знаки разделения текста на абзацы, выделение жирным, обведение в рамку. Это упрощает понимание метода, изложенного в книге.
А теперь поговорим о самом методе, который предлагают читателю Максим Ильяхов и Людмила Сарычева. Его суть – использование в написании текстов т.н. «информационного стиля», три главных составляющих которого: простота, полезность, забота о читателе. Текст в информационном стиле должен быть понятен читателю, содержать проверенные факты и только полезную информацию, не содержать литературной «воды» во всех ее многочисленных проявлениях (экономить время и ресурсы читателя).
«В информационном стиле приходится искать правду, отказываться от необъективных оценок и помогать читателю самостоятельно делать выводы. Объективность и правда — неизменные принципы информационного стиля, о чём бы мы ни писали.»Основной метод редактирования текста вынесен в название книги. Это сокращение. А вернее будет сказать «упрощение». В данном случае «упрощение» выступает не синонимом слова «примитивизация», а скорее вариантом слова «очищение». Авторы призывают авторов текста быть проще. Но это сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Суть «очищения» текста изложена в первой части книги: «Отжать воду». Главным образом, она состоит в удалении из текста слов, относящихся к следующим группам: вводные слова, необъективные оценки, штампы, заумь, эвфемизмы, отглагольные слова, неопределенные факты, брехня. Каждой группе посвящена отдельная глава с многочисленными примерами. На них авторы показывают и доказывают, что исключение этих слов или замена их на более простые, делает текст более легким и конкретным, а стало быть, убедительным. К тому же, в конце глав списком даются наиболее часто встречающиеся слова той или иной группы, которых стоит по возможности избегать.
Вторая часть книги «Донести мысль» также универсальна, как и первая. Она затрагивает вопросы организации текста. Среди основных правил можно выделить следующие: избавляйтесь от запятых (разбивайте текст на несложные предложения); одно предложение – одна мысль (максимум две-три); один абзац – одна идея; текст должен преследовать конкретную цель, и текст должен постепенно продвигать читателя к ней; добавьте заголовки, вступление и заключение; опирайтесь на факты.
Благодаря третьей части книги, уже более узкой, читатель учиться «Рассказывать о себе». Этот раздел книги аккумулирует сказанное в первой и второй частях книги, и на конкретных примерах показывает, каким образом стоит писать резюме, рекламный текст или объявление.
Если сжать содержание книги до десяти строк, то оно выльется в десять правил сильного текста:- Сила — в правде.
- Смысл важнее формы.
- Чем проще — тем лучше.
- Пишите, как для себя.
- Читайте вслух.
- Приводите примеры.
- От простого к сложному.
- Пользу - вперед.
- Поставьте заголовок.
- Уважение и забота.
Тем, кто не первый год регулярно пишет тексты, хорошо известно, насколько долго вырабатывается стиль и корректность изложения, как трудно дается простота и как часто возникает желание приукрасить факты. «Пиши, сокращай» (и ресурс «Главред») - это хороший повод взглянуть на свои тексты как будто со стороны, чтобы увидеть, насколько они загрязнены штампами, необъективными оценками, сложными предложениями, неверно употребленными «умными» словами. Начать писать «для читателя», а не «для себя» («для», а не «ради»!) - это серьезный шаг, сделать который без посторонней помощи сложно. Но именно это делает тексты востребованными, а должная редактура – понятными. Никогда не поздно научится структурировать свои мысли, в том числе, изложенные на бумагу. Ведь рукописи могут нас пережить. А краснеть за свои слова не хочется никогда!
Более подробно познакомиться с идеями авторов и их методом можно благодаря КОНСПЕКТУ-ЦИТАТНИКУ по ссылке ниже.
https://telegra.ph/pavelmazheikabooksreview---204-konspekt-03-05
***МОЕ МНЕНИЕ ОБ ИЗДАНИИ:
Издание в традиционном для «Альпина Паблишер» оформлении. Мягкий переплет не распадается, но обложка довольно легко мнется. Текст книги оформлен очень удобно. Места, на которые стоит обратить внимание подчеркнуты или выделены жирным, основные выводы обведены в рамку, примеры того, как надо делать и не надо, расположены друг напротив друга. Начало каждой главы проиллюстрировано фрагментом странноватого комикса.
Формат стандартный (145х215 мм), мягкий переплет, без суперобложки, 440 страниц.
Достоинства издания: хорошее качество печати; белая плотная бумага; наличие колонтитулов; информация об авторах; подробное оглавление, ссылки на полезные ресурсы, дополняющие материалы книги; иллюстрации; удобная организация текста на страницах.
Недостатки издания: неудобный мягкий переплет, который неуместен в книге, авторы которой предполагают ее регулярное использование для работы.ПОТЕРЯЛ БЫ Я ЧТО-НИБУДЬ, ЕСЛИ БЫ ЕЕ НЕ ЧИТАЛ:
Да. Эта книга дает конкретные практические советы, помогающие структурировать мысли и текст. Более того, эта книга учит более глубоко анализировать чужие тексты.КОМУ ПОРЕКОМЕНДОВАЛ БЫ:
Книга будет полезна любому пишущему или читающему человеку, независимо от того, насколько регулярно он работает с текстом и насколько много читает.ВИДЕО В ТЕМУ: О своем методе, о том, что такое «информационный стиль», рассказывает в своем видеоблоге один из авторов книги, Максим Ильяхов:
09:47
7998