Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 1. Будденброки. История гибели одного семейства
Томас Манн
jeff3 марта 2021 г.Все еще думаете, что Роулинг переборщила со смертями в последней части «Гарри Поттера»? Или считаете Джорджа Мартина кровожадным писателем?
Тогда у меня для вас есть неожиданные новости. Потому что наконец-то состоялась долгожданная встреча с сагой «Будденброки», подзаголовок которой – «История гибели одного семейства» - говорит сам за себя. Умело, изящно, по-декадентски Т. Манн «вырезает» целый патриархальный род, еще совсем недавно процветавший, плодившийся и размножавшийся.
В своем понимании эпоса Манн куда ближе к традиции, чем тот же Толстой, поскольку данный жанр был призван показать именно конец эпохи/цивилизации/народа/семьи. Обстоятельно, шаг за шагом писатель изображает сначала боковые ветви с тщедушной Клотильдой, тремя старыми девами, затем переходит к младшим детям Будденброков – нездоровым, как Клара, или странным-аморальным, как Христиан, - и, наконец, непосредственным наследникам династии – Томасу и Иоганну-младшему.
Писатель всесторонне показывает причины упадка, среди которых равно физические, психологические и нравственные. Но в основе – постепенный отказ от корней и гордость, мнимое возвеличивание. И притом, чем сильнее потомки отрываются от своих корней, тем – парадокс! - чаще они оглядываются в прошлое, в свой личный «Золотой век», когда фамилия Будденброки была у всех на слуху, а дед/прадед разъезжал по стране на четверке лошадей.
Характерна здесь история Тони – героини, которой поначалу я симпатизировала и сочувствовала более всего. И очень ждала ее воссоединения с Мортеном. Казалось бы, сам сюжет вел к этой встрече: мысли героини о лучших врачах для Иоганна, череда ее разводов. Однако чуда не свершилось: оно явно противоречит логике художественного мира, поскольку подобные связи куда быстрее привели бы к укреплению рода, пусть не в финансовом, но нравственном и, возможно, физическом отношении. Ведь как иллюстрирует писатель ближе к финалу, купцы зачастую – те же «лавочники», от родства с которыми столь ревностно открещивались Будденброки. Заигравшись в аристократов, они возомнили, что им все должны по праву рождения/фамилии. Гонка за богатством и славой вместо искренних чувств, напротив, изматывала героев и сводила их с подлыми людьми.
Несмотря на предопределенность, сюжет увлекателен – в своем движении от одной смерти к другой и их загадке – как отойдет в мир иной следующий представитель семейства. «На что он был похож, - разобрала г-жа Перманедер, - когда его принесли... За всю жизнь никто пылинки на нем не видел... Это насмешка, низость, что так все получилось под конец», - вздыхает Герда над телом погибающего мужа.
Но тут она явно не права, ведь умирают герои по сути так же, как живут: спокойно, естественно, в почтенном возрасте – как старшее жизнелюбивое поколение или мучительно, скоропостижно, - как последний тревожный представитель семейства, существование которого уже само по себе было чудом и загадкой. И с каждым разом смерть становится все более скорой, трагичной и нелепой.
Пусть этот роман личный, основанный во многом на истории самих Маннов, в угасании целого рода прослеживаются параллели с историей, сменой эпох: Просвещения – Сентиментализма – Романтизма/Реализма – Модерна, и общественного строя: аристократия – буржуазия – интеллигенция.
И уже в этом раннем произведении видны зачатки более поздних работ Манна: музыкальные описания – такие же, как в «Докторе Фаустусе», отношения Ганно и Кая – как намек на «Смерть в Венеции», сумасшествие Христиана – сродни Леверкюновскому, а знакомство Томаса с философией словно бы «списано» со страниц у Ф. Достоевского.
Единственное, что так и осталось для меня невыясненным, - судьба Элизабет, внучки Тони.
P.S. В очередной раз порадовалась, как удачно все же, сама того не ведая, выбирала «кирпичи» для марафона: думается, 2020-2021 многих ослабил своей неопределенностью, а бунт на страницах книги, бессмысленный и беспощадный, перекликался с митингами в реальности.
10979