Рецензия на книгу
Эпоха сверхновой
Лю Цысинь
Аноним3 марта 2021 г.Дивный новый детский мир
Еще один масштабный мысленный эксперимент из серии «космос может нас убить». На этот раз вспышкой сверхновой, которая в течение года выпиливает всех взрослых до тринадцати лет (смейтесь). У человечества остается только будущее, потому что славное прошлое детей пока не очень интересует (хотя взрослые и стараются напоследок на стратегические места поставить тех, кто уже мыслит, как они, — всяческих вундеркиндов и гениев).
Когда дети остаются одни, теория игр быстро перестает быть теорией. Религией и экономикой нового мира становятся игры: игры всеобщие, игры виртуальные, игры реальные, игры с оружием, игры в торговых центрах, игры всегда добровольные (ну ок). Не совсем понятно, правда, как экономика функционирует, но оно нам и не надо. Мы тут не для этого.
Быстро разбивается образ идеального мира детства, сотворенный культурой и огромным желанием родителей видеть в своих чадах ангелочков. Тринадцатилетние руководители, конечно, пытаются все оставить по-старому, как было у предков, и противостоять саботажу, даже вундеркинда штатного завезли, чтобы он им механику процесса объяснял, но чаще плывут по течению, чем что-то решают. Потому что «народ» теперь — масса детей, которым положить на «стратегический потенциал», «вот такие ракеты» и «ВВП на душу населения», им неси веселья и развлечений (хотя во всех странах хотят они этого по-разному).
«Эпоха» очень китаецентрична, поэтому остальные страны повествование цепляет постольку, поскольку они вмешиваются в жизнь Поднебесной. Да и все повествование насквозь пропитано китайской… идеологией (?). «Их сила в единстве», – провозглашает учительница на первых страницах. Так оно и идет: китайцы примерные, послушные, объединенные партией и памятью предков и верные идее светлого будущего (пусть иногда и сбиваются с пути), а все плохое — от американцев и их диверсий (еще от русских, но не очень сильно).
Роман оставляет больше вопросов, чем ответов. Природа любопытной радиации, которая не трогает детей, и дальнейшая история Эпохи сверхновой, в которой выросшие дети не только воспримут науку прошлых поколений, но и дойдут до колонизации Марса и прочих радостей, — это только два вопроса начала и конца текста. В середине их бездна: например, почему все дружно играют только в мальчишеские игры (где Барбиполис или Винксотаун?) или почему детям так хочется играть именно с геополитическими противниками, а не с соседями, которые в двух шагах — за границей. Почему…
Ну ладно, давайте признаем за автором право рисовать будущее, как он хочет, тем более что его интересует не мотивация, а моделирование — этим он искренне наслаждается: описанием концепции Великого Обучения; устранением последствий подвешенного состояния с помощью «Большого кванта», великого китайского ИИ; созданием компьютерного «Нового мира». А детали уж сами додумайте.
Было любопытно, но книга оставила меня в замешательстве. Автор же от претензий прячется за маской, в эпилоге сообщая, что, мол, у его будущего альтер эго травма и вообще надо «дать истории отлежаться», «я собирал информацию у участников событий», они могут и путать, короче всячески намекает, что с него взятки гладки.20580