Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Эпоха сверхновой

Лю Цысинь

  • Аватар пользователя
    Аноним3 марта 2021 г.

    Дивный новый детский мир

    Еще один масштабный мысленный эксперимент из серии «космос может нас убить». На этот раз вспышкой сверхновой, которая в течение года выпиливает всех взрослых до тринадцати лет (смейтесь). У человечества остается только будущее, потому что славное прошлое детей пока не очень интересует (хотя взрослые и стараются напоследок на стратегические места поставить тех, кто уже мыслит, как они, — всяческих вундеркиндов и гениев).
    Когда дети остаются одни, теория игр быстро перестает быть теорией. Религией и экономикой нового мира становятся игры: игры всеобщие, игры виртуальные, игры реальные, игры с оружием, игры в торговых центрах, игры всегда добровольные (ну ок). Не совсем понятно, правда, как экономика функционирует, но оно нам и не надо. Мы тут не для этого.
    Быстро разбивается образ идеального мира детства, сотворенный культурой и огромным желанием родителей видеть в своих чадах ангелочков. Тринадцатилетние руководители, конечно, пытаются все оставить по-старому, как было у предков, и противостоять саботажу, даже вундеркинда штатного завезли, чтобы он им механику процесса объяснял, но чаще плывут по течению, чем что-то решают. Потому что «народ» теперь — масса детей, которым положить на «стратегический потенциал», «вот такие ракеты» и «ВВП на душу населения», им неси веселья и развлечений (хотя во всех странах хотят они этого по-разному).
    «Эпоха» очень китаецентрична, поэтому остальные страны повествование цепляет постольку, поскольку они вмешиваются в жизнь Поднебесной. Да и все повествование насквозь пропитано китайской… идеологией (?). «Их сила в единстве», – провозглашает учительница на первых страницах. Так оно и идет: китайцы примерные, послушные, объединенные партией и памятью предков и верные идее светлого будущего (пусть иногда и сбиваются с пути), а все плохое — от американцев и их диверсий (еще от русских, но не очень сильно).
    Роман оставляет больше вопросов, чем ответов. Природа любопытной радиации, которая не трогает детей, и дальнейшая история Эпохи сверхновой, в которой выросшие дети не только воспримут науку прошлых поколений, но и дойдут до колонизации Марса и прочих радостей, — это только два вопроса начала и конца текста. В середине их бездна: например, почему все дружно играют только в мальчишеские игры (где Барбиполис или Винксотаун?) или почему детям так хочется играть именно с геополитическими противниками, а не с соседями, которые в двух шагах — за границей. Почему…
    Ну ладно, давайте признаем за автором право рисовать будущее, как он хочет, тем более что его интересует не мотивация, а моделирование — этим он искренне наслаждается: описанием концепции Великого Обучения; устранением последствий подвешенного состояния с помощью «Большого кванта», великого китайского ИИ; созданием компьютерного «Нового мира». А детали уж сами додумайте.
    Было любопытно, но книга оставила меня в замешательстве. Автор же от претензий прячется за маской, в эпилоге сообщая, что, мол, у его будущего альтер эго травма и вообще надо «дать истории отлежаться», «я собирал информацию у участников событий», они могут и путать, короче всячески намекает, что с него взятки гладки.

    20
    580