Рецензия на книгу
Триумфальная арка
Эрих Мария Ремарк
Аноним28 февраля 2021 г.Жизнь, как предчувствие.
Помните в "17 Мгновеньях" был персонаж такой: "Я хочу жить! Понимаете? Жить! С Гитлером, без Гитлера! Жить!" Я тоже так думала. Пока ОНО не постучалось во все окна и двери, и пока я не поняла, что с гитлерами нельзя жить. Не получится. Ты либо служишь им, против своей совести или по отсутствию оной. И тебя уничтожают, как скот. Либо восстаешь всем своим организмом. Тебя могут уничтожить. Но, по-крайней мере, скотом, бредущим на бойню, ты уже не станешь. От зла убегать нельзя. Его нужно уничтожать любовью. А вот у меня вопрос? Равик умеет любить? Или пытается спрятаться от боли и ненависти, изображая любовь? Вообще мне конечно странно, что в Жоан Маду Ремарк изобразил Марлен Дитрих. Видать, любовь вправду склонна сильно идеализировать свой предмет. Я безмерно уважаю и люблю Марлен Дитрих, но эта женщина - Снежная Королева. Она по умолчанию никого не может любить, кроме себя и своего отражения в зеркале! Мужчины об нее могут только разбиваться, срываясь с этих ледяных уступов. Впрочем, так и было.
Наверное, тема женщин в жизни Ремарка заслуживает отдельного обсуждения. По-настоящему, думаю, он любил только свою мать, в память о которой сменил свое второе имя Пауль на Мария, и сестру Эльфриду, погибшую от рук нацистов. Кого изобразил писатель в образе Маду? Спорный вопрос. некоторые совсем не склонны считать, что прообразом главной героини стала Марлен Дитрих. Вполне возможно, что это собирательный образ., а может быть , как и в романе "Три товарища" прообразом стала жена писателя Юта Цамбоне.
Есть еще один герой в этой книге - Париж. Да, именно тот город, увидев который можно спокойно умереть. Не сегодняшний, грязный, битком набитый странными людьми, со сгоревшим остовом собора Парижской Богоматери. И не тот, с картин импрессионистов, окутанный серебристым дождем, пахнущий духами и кофе. Париж у Ремарка другой. Да, в нем пахнет кальвадосом, круассанами и кофе. Сена тихо катит волны вдоль набережных. Но во всем облике этого старого города, с его обсыпанными листьями бульварами, чувствуется напряженность и тревога. Да и река, и небо над ней словно потемнели в предчувствии чего-то неизбежного и страшного, что надвигается на город, словно гроза. Молнии еще не сверкают, но уже где-то вдали слышны отдаленные раскаты.... Город замер, словно прислушиваясь к ним, к далекому эху кованых железом сапог, которые вот-вот загромыхают по этим мостовым. а под Триумфальной аркой пройдут солдаты в чужой зловещей форме...
Да, предчувствие - вот настроение, царящее в романе. Отсюда - все, как в последний раз: пить до бесчувствия, до саморазрушения,любить отчаянно, до разрыва сердца, дружить крепко, по-мужски. наверное, Ремарк был одним из последних писателей, описавших настоящую мужскую дружбу..
Второе чувство в романе - одиночество. Оно связано, конечно, с тем напряжением предчувствия катастрофы. Каждый из персонажей пытается закрыться в некоем коконе, чтобы максимально уберечь воздух жизни, по капле вытекающий с каждым днем приближения войны. И каждый из них мечется в этом коконе, как в целлофановой пленке. Беда в том, что выхода по-настоящему нет. Конечно, можно вновь убежать, эмигрировать. Но разве можно убежать от самого себя?21430