Рецензия на книгу
Трон и плаха леди Джейн
Элисон Уир
Аноним24 февраля 2021 г.Лампомоб 2021: 2/12
Эпоха Генриха VIII и последующая смена королей и королев до Елизаветы I - одна из самых драматичных и ярких страниц мировой истории. Я совершенно точно не могу считать себя хорошо знакомой с этой эпохой, но всё же уже узнала немало. Совсем недавно я прочла книгу Хилари Мантел "Вулфхолл" о Томасе Кромвеле, которая охватывает период примерно от 1525 до 1535 года, когда Генрих уже охладел к Екатерине Арагонской и добивался Анны Болейн, а затем женился на неё, но ещё не успел казнить. Роман Элисон Уэйр начинается практически с того момента, где заканчивается "Вулфхолл": Анна Болейн казнена и Джейн Сеймур рождает мальчика. Примерно в это же время родилась ещё одна девочка - Джейн Грей, правнучка Генриха VII, внучатая племянница Генриха VIII, то есть внучка его родной сестры.
Леди Джейн Грей стала одной из самых удивительных фигур английской истории. Формально она была королевой Англии, но всего девять дней, её не успели даже короновать. О её личности мало что достоверно известно, не сохранилось ни одного портрета, который можно было бы уверенно считать её изображением. Она ничего не успела сделать на своём посту, чтобы хоть как-то оставить след в политической жизни страны. По большому счёту Джейн Грей была только пешкой в чужой игре. Так почему же она стала таким ярким символом и столь популярной романтической легендой Англии?
Конечно, как и очень часто, всё дело в религии. Порвав с Римом, чтобы иметь возможность развестись с Екатериной и жениться на Анне, Генрих VIII открыл в стране дорогу к Реформации. При его жизни протестанты ещё считались еретиками и многие были казнены. Но сын Генриха, Эдуард VI уже был воспитан в протестантской вере, и при его жизни протестантизм получил в Англии широкое распространение. Собственно, ради его сохранения и невозможности вернуть католицизм и была предпринята эта попытка - утвердить на троне не дочерей Генриха, а его внучатую племянницу, формально самую близкую его законную родственницу, поскольку обе дочери - и Мария, и Елизавета - были в своё время признаны незаконнорожденными.
Англия не поддержала Джейн Грей, и парламент был вынужден низложить её и призвать Марию. На несколько лет в страну вернулось католичество, Мария получила прозвище Кровавая за многочисленные казни протестантов, а одной из первых казнённых стала как раз Джейн Грей. Потому неудивительно, что её судьба так взволновала историков, поэтов и писателей.
Что сказать о книге? Элисон Уэйр утверждает, что провела максимально тщательный анализ всех документальных источников и может подтвердить, что большинство деталей, описанных ею в книге, опираются на реальные факты. Сложно сказать, насколько это верно, ведь далеко не все документы относятся к XVI веку, какие-то моменты известны из более поздних источников. Боюсь, теперь уже невозможно будет узнать что-то более достоверно. Впрочем, роман мне в целом показался весьма аккуратным с точки зрения отношения к историческим фактам. Хотя есть очевидное пристрастие писательницы к своего рода садизму: она слишком уж подробно описывает сцены физического насилия - их немного, но, честно говоря, немного коробит от того, что подробности как будто смакуются. Впрочем, это лишь деталь, а кроме того, я читала в других источниках, что в Англии это вообще довольно распространённый момент - акцентуация на телесных наказаниях и стремление их описывать.
Очень интересно описана личность Джейн в контексте её эпохи. Как высокородная девушка, которую с рождения прочили в жёны королю - не знаю, насколько это правда, вряд ли сохранились какие-то реальные свидетельства, по которым можно было бы судить о намерениях её родителей, но с другой стороны они назвали ребёнка Джейн вполне возможно в честь королевы Джейн Сеймур, матери Эдуарда VI, так что почему бы и нет - Джейн получила очень хорошее образование. Сохранилось множество её писем, подтверждающих это, а также оценки различных её корреспондентов, по мнению которых она была более умна и образована, чем Елизавета, будущая королева. Очень интересно описаны её мысли о религии, что заставило её перейти в протестантизм - с рождения она воспитывалась католичкой, хотя её родители склонялись к протестантизму ещё при жизни Генриха VIII.
Что не понравилось. Роман разделён на главы разных размеров - от совсем крошечных до довольно длинных - и каждая написана от лица какого-то из героев. Большинство рассказчиц - женщины: из нескольких десятков глав лишь менее десяти рассказаны мужчинами, причём почти все - от лица Джона Дадли, свёкра Джейн, фактического правителя при Эдуарде VI и Джейн Грей. Идея интересная - показать историю с разных точек зрения, под разными углами. Но увы, по-моему, она не удалась. Тексты словно совсем не отличаются друг от друга. Описывается ли что-то от лица двухлетней девочки или искушенного политическими играми пожилого герцога - текст везде один и тот же. Взросление Джейн никак не отражается на главах, написанных от её лица. В два года и в свой последний час она выражается одним языком. Это очень царапает. Кроме того, все рассказчики слишком подробно описывают, что видят и где находятся. С кем они разговаривают? Любой текст от первого лица должен быть оправдан - человек не ведёт сам по себе длинные монологи, описывая помещение, в котором находится, одежду, которая на нём надета и тому подобное. Мне кажется, было бы намного лучше, если бы писательница не стала изгаляться и написала обычный роман - от третьего лица, с авторской позицией, просто в каких-то главах уделяя первоочередное внимание одному персонажу, в других - другому.
Тем не менее, несмотря на эти моменты, книга очень впечатляет. Не стоит, конечно же, считать её образцом исторической достоверности, но она даёт огромное количество информации о той эпохе и побуждает о многом подумать.
7328