Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

От одного Зайца

Ася Лавринович

  • Аватар пользователя
    Аноним20 февраля 2021 г.

    Знакомство с новым автором: интересно, все ли ее книги такое фиаско?

    Предупреждаю сразу. Фанатам творчества Аси Лавринович лучше пройти мимо этой рецензии, т.к. я в ней выделила буквально все бросившиеся мне в глаза минусы - от незначительных до весьма значительных, а плюсов не нашла даже под микроскопом. Так что решайте сами, прочесть вам это до конца или нет, но уверяю вас, претензии мои обоснованные (приведу конкретные примеры) и подкреплены аргументами.
    Читая эту книгу, я то и дело ловила себя на банальной возмущенной и недоверчивой мысли, а именно, мой внутренний голос почти на каждой странице восклицал: "Да лааадно!" И к семнадцатой странице электронной версии книги случаев этих было уже столько, что я решила записать несколько из них для потенциальной рецензии. Цитата из книги (страница 6 электронной версии, если читать с телефона):


    • Ах ты кобыла недоделанная! - вместо приветствия начала торжественно я.

      Кобыла недоделанная. Торжественно. Да ладно вам, госпожа автор! Нет, я не зануда. Я прекрасно знаю, что если послушать, как разговаривают друг с другом современные подростки, которые вроде как друзья, уши в трубочку свернутся. Но не все же так разговаривают! Так общается определенный процент подростков и как правило мало кто из них в интеллектуальном плане превосходит уровень табуретки. А тут две девочки, которые учатся на третьем курсе физического факультета. И ладно бы "кобыла недоделанная" звучало торжественно для поступившей по блату дочери физика Аллы Гехт, это еще можно понять и простить, но нет, это произносит отличница и перфекционистка Рита Ромашина, от лица которой ведется повествование. (хотя главы от третьего лица там тоже есть). Довольно-странный прием, если честно. Писала бы уже либо совсем от третьего лица, либо от лица каждого персонажа. А то не логично как-то.


    Далее. Декан факультета (!) угрожает третьекурсницам(!) что рассадит их за разные парты (да лааадно!) Не его это уровень, как человека с чувством собственного достоинства. И вообще, за все шесть лет учебы в университете не видела, чтобы студентов кто-то дрессировал, как в школе. А ведь я только два с половиной года как закончила ВУЗ, так что учились мы с героинями Лавринович примерно в одно время. Не скажешь, что что-то в других ВУЗах иначе. Студент - взрослый человек, и ответственность у него должна быть, извините за тавтологию, соответственная. А если ее нет, уговаривать кого-то молчать и слушать преподаватель (тем более, если он декан) детскими страшилками типа "Рассажу!" точно не будет. И кстати, будет ли декан сам разбивать студентов на пары для подготовки итогового проекта - тоже вряд ли. Хотя, кто его знает. Но мы вот, распределялись сами, если надо было работать с кем-то вместе. Но тут уж ничего не поделаешь - без этого момента у Лавринович не случилась бы завязка "мега-непредсказуемого" сюжета.
    Далее. Учась с ребятами в одной группе, одна из этих девчонок никогда не разговаривала с парнем-отличником, другая - с парнем-спортсменом. Три года. В одной группе. Ни разу не разговаривала. (да лаадно!). Я еще могла бы поверить, что у них не было серьезных, душевных и продолжительных разговоров. Всякое возможно, каждый дружит своей компанией. Но когда Рита удивляется тому, как звучит голос (!) Артема... Ну бред же. Ладно, пускай с тобой он не разговаривал. Но ты же не могла за три года ни единого раза не услышать, как он отвечает на парах и экзаменах! Каким бы ярым прогульщиком он не был, за три года ни разу не услышать его голос на занятиях нереально.
    Это просто к тому, насколько неправдоподобно начинается этот романчик. Таких моментов полно было. И каким бы якобы приближенным к жизни и разговорным автор не делала язык, хотелось бы напомнить ей, что это все-таки литература. Причем литература, рассчитанная в первую очередь на подростков (ну, а кто еще является целевой аудиторией чудесного издательства "Likebook?". Вообще-то, с этим издательством у меня отношения не очень. Более-менее понравилась мне только книга Лиз Дженсен - Девятая жизнь Луи Дракса , а Кэрол Рифка Брант - Скажи волкам, что я дома так вообще покорила мое сердце, но вот другие книги, опубликованные этим издательством, неизменно разочаровывают меня. Лорен Оливер - Прежде чем я упаду Джессика Кнолл - Счастливые девочки не умирают , Кейт Хэмер - Девочка в красном пальто - еще куда ни шло, но вот Кевин Кун - Хикикомори , к примеру - это же вообще тихий ужас. Я наивно думала, что в Лайкбуке издают низкопробный ширпотреб только зарубежных авторов. В конце концов, нашлось же зерно среди плевел в виде Кэрол Рифки Брант! И сносные книги тоже нашлись. Вдруг, думаю, российские авторы у этого издательства все как на подбор мастера слова? Ан нет! Не знаю как насчет всех, но первое знакомство с русским автором, работающим с эти издательством не задалось... Хотя это только первая прочитанная мною книга Лавринович. Но боюсь, что последняя. И никакие марафоны "читаем современный русский роман" не заставят меня продолжать. Слава небесам, основной выбранный мною в этом марафоне автор - это Кристина Старк.

    К чему я это все отступление, насчет издательства? Делюсь мыслями и эмоциями. Я прекрасно помню, что остановилась на основном сегменте целевой аудитории Аси Лавринович в частности и издательства "Лайкбук" в целом. Так вот, раз их аудитория - подростки, то к отбору литературы надо подходить еще тщательнее, чем в случае со взрослой аудиторией! Подростки, если уж они читают, должны учиться правильно говорить, грамотно писать, складно мыслить. Собственно, ведь именно чтение призвано развивать у человека чувство языка, наполнять мысли и речь смыслами! А тут... Ну есть же качественный young adult, есть он! Не будем брать романтическую фантастику и фэнтези, если уж речь "за жисть и любофф", возьмем реализм. Джон Грин, Вера и Марина Воробей, Эмили Локхарт, тот же Стивен Чбоски... Я понимаю, многие читают, чтобы отдохнуть, расслабить мозги, посмеяться, погрузиться в сопливое "а ты меня любишь? ага!". Но среди таких расслабляющих книжек найдутся и получше. Да даже книги Донцовой, хоть это и детективы - и те умнее. А мозги расслабляют так же.

    И все-таки, у меня нет привычки не дочитывать книги (за все время таких наберется с десяток, а прочитанного -больше двух тысяч). Так что этот неимоверно бесивший меня с первых страниц романчик я тоже дочитала. Благо, он объемом не отличается.

    Главная героиня этой книги какая-то припадочная. Можно, конечно раздражаться, но не по всякому же поводу! И тем более, если повода нет. Но Рита на каждой странице "в ярости", хочет устроить вежливому и умному парню-красавцу-спортсмену (клише!) "невыносимую жизнь" и строит в связи с этим "коварные планы". Кстати, при чтении этой книги я в который раз задалась вопросом, почему при наличии в русском алфавите буквы "ё", издатели упорно пишут везде "е"?. Мой внутренний голос измучился, в начале предложений в описаниях произнося имя главного парня-героя (Тёма), как "тема", т.к. в начале предложения и не в диалоге секунды две-три надо, чтобы понять, что это имя. Но тут претензия не к автору, а к современному книгоизданию, газетам и журналам, лихо выкинувшим отовсюду букву "ё". Как было остроумно отмечено на просторах интернета, ""выпили все" и "выпили всё" - разница весьма существенная".. Так же и с каламбуром "Тёма - тема".

    Но по героям. Мне Владлен и Артем напомнили меня и мою сестру. Довольно правдоподобно описано, как и почему девочка-сорвиголова боится общаться с "правильным" парнем: отличником, активистом студпрофкома, но не спортсменом. Хотя на деле Владлен Паршуков вполне ничего и с ним есть о чем пообщаться, хотя первым он на контакт в основном не идет. Я всегда была такая же. А вот моя сестра умудрялась отлично учиться и сочетать это со спортом, хотя в универе, уже не будучи спортсменкой, пропускала много занятий. Как Артем. Хотя, кататься на роликах, как Влад и Ромка, я бы точно не смогла! Помнится, однажды пыталась, потерпела фиаско и даже пробовать продолжать не стала.

    В принципе, если бы речь в этой истории шла о девочках лет 13-15, я бы еще поняла все эти припадки ярости, дурацкие диалоги и тому подобные глупости из серии "хватит рассказывать мне твои девчачьи секреты". Но речь идет о людях 20-21 года! Кошмар какой-то.

    Хотя хэппи-энд, конечно гарантирован. Но кое-какой неожиданный поворот по конец книги все-таки обнаружился. Забавно было понять, кто был первой любовью героини Риты. Да и с Аллой и развязкой ее отношений все тоже оказалось не так, как напрашивалось с первых страниц. Кстати, если ожидаете, что сюжетная завязка "проекты" как-нибудь разрешится, то ошибаетесь. Как я и предполагала с самого начала, проекты были всего лишь средством для "старта" книги. И еще, пока писала рецензию, один плюс все-таки обнаружила: книга учит не судить людей по обложке. Пока не знаешь человека достаточно хорошо, не стоит судить о том, какой он. Ботаник может оказаться крутым роллером, а пустившийся во все тяжкие в студенческие годы хоккеист мог в школе учиться на четверки и пятерки. И вообще, если плохо знаешь человека, не суди его и не пытайся казаться экспертом по чужим душам.

    Знаете, а ведь первые несколько абзацев рецензии я написала еще утром, будучи примерно на середине книги. Собиралась поставить 1 балл и больше к Лавринович не возвращаться. Но, дочитав ее, подумала, что поставлю 2,5 и может быть еще как-нибудь к ней вернусь.

    19
    770