Рецензия на книгу
Вдруг охотник выбегает
Юлия Яковлева
Аноним20 февраля 2021 г.ТРИЛЛЕР БАЛЕТНОГО КРИТИКА
Елена Яковлева - балетный критик, пишущий злобно и едко, на балетных форумах много внимания ей уделяют. Также она автор жутковатых детских сказок о сталинских временах ("Дети ворона" и тд). Автор решила выступить на взрослом рынке на ту же тему, и этот шаг следует признать, безусловно, актуальным. "Сталинский нуар" - уважаемый за рубежом детективный жанр, книг много издается, у нас наиболее известны два романа Тома Роба Смита "Малыш 44" и "Колыма", например. Атмосфера того времени с литературной точки зрения более, чем нуарная; не будем вдаваться в детали. Из наших книг отмечу прекрасный роман Маргариты Хемлин "Дознаватель". Сразу скажу, что по литературному мастерству романы Хемлин и Яковлевой несопоставимы. Но из этого не следует, что у Яковлевой ничего не вышло. Кое-что вышло: роман читается легко, атмосфера нуара присутствует, герою сопереживаешь, продолжение есть (то, что оно непременно есть - сомневаться не приходится, как известно, издательство нового автора только с тремя романа цикла берет, иначе эти опыты неокупаемы)…
СЮЖЕТ: Загадочные убийства со сложными мизансценами расследует опергруппа ленинградского угрозыска под руководством Василия Зайцева (вот почему охотник выбегает) в начале 30-х годов. Но раскрыть их совсем не просто - объединить преступления в серию мешает не только сложный почерк убийцы, но и сама советская правоохранительная система: то сыщика арестует, то сама себе обвиняемого соорудит, то улики скроет. Но Зайцев тоже не прост: упрям, имеет склонность к анализу, жаждет справедливости, нашел себе Ватсона-акробата, прошлое героя покрыто туманом между прочим...
"Гвоздика... Причем живая. В отличие от гражданки"… Кое-где очень хорошо: например, возвращение героя из застенков ОГПУ: "Никто его ни о чем не спросил. Они держались с ним как с незнакомцем, о котором слыхали, знали в лицо. Но никогда не служили вместе". Коллеги Зайцева - Серафимов, Мартынов и Самойлов, кстати, выглядят в тексте как близнецы-братья, трое из ларца, одинаковых с лица. Неразличимы. Как и многие другие персонажи - с персонификацией у автора очевидные проблемы. Так, например, образ возлюбленной героя - Аллы - слабо очерчен, как реальный человек не воспринимается, так, функция. Картонность (картинность) злодея ничем не оправдать - ключевая мотивация романа не прояснена совершенно. Детективный сюжет спотыкается все время. С дедукцией и индукцией туго; бал правят догадка, случайность, снисхождение преступника. Таких огрехов в книжке очень много, читатели и критики их с удовольствием предъявляют, не будем об этом боле…
Есть претензии несколько иного рода - редкая даже по нашим временам идеологизированность на уровне непримиримого антисоветизма и классовой ненависти. Так, весь нуар нагнетается постоянными напоминаниями о том, что жизнь пролетариев в городе Ленина мрачна и жестока, одеты плохо, еда скверная, живут в коммуналках, доносят друг на друга, много и бестолково работают. "Зайцева каждый раз поражал контраст между стройностью дореволюционных домов и жизнью, которая скрывалась за их нарядными, но ветшающими фасадами: жизнью послереволюционной - бедной, тесной, вонючей, в криках и кухонном чаду коммуналок... Запах кошек, несвежей еды и мочи. Все как в тысячах ленинградских подъездов в некогда богатых домах, отданных советской властью простому народу". Заметно, что не столько Зайцев, сколько сама Яковлева ненавидит революцию детей и внуков рабов (крепостное право было отменено в 1861 году), разрушивших страну, которой владели 10 процентов населения. Автор, видимо, как раз из этих 10 процентов родом, не иначе. Прямо классовая ненависть ощущается в тексте. "Опять кого-то лишили его трудной, замызганной, не слишком радостной и совсем не трезвой жизни - у большинства ленинградцев она была таковой". Вспоминается Дэвид Бениофф, "Город воров" (тоже сталинский нуар в некотором роде), в нашем переводе сокращенный просто до "Города": "Здеся во всех домах людоеды. Добро пожаловать в город Ленина". Схожий мотив. На каждой странице чувствуется презрение к советскому человеку, ленинградцу. Ни счастья, ни радости, ни надежды в Ленинграде Яковлевой не найти. И не ясно как этот ее унылый, грубый, рабский советский народ смог отстоять свой город и свою страну от фашизма, а потом еще и благородную возвышенную свободолюбивую Европу освободить.
Подчеркну еще раз недостатки: классовый подход, невнятность детективной линии.
ВЫВОД: "Пять". А вот ставлю, несмотря на критику, "пять". Очень уж выбранная тема интересна и написано, в целом, неплохо, интригующе. Вангую: я как-то несколько лет назад рассматривал перспективы романа в жанре сталинского нуара и предположил, что героем должен быть натурализовавший молодой бывший белогвардеец, действие должно происходить в Ленинграде, преступником должен быть серийный убийца, финалом должно стать убийство Кирова. Все должны много пить и курить. По прочтении рассматриваемого романа был потрясен банальностью своих размышлений. С Кировым Яковлева нас уже познакомила, ждем продолжения.8569