Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Маскарад

Михаил Лермонтов

  • Аватар пользователя
    evanyan19 февраля 2021 г.

    История одного …ия

    возвращения. Вернулся как-то Евгений Арбенин домой во втором часу ночи… а до этого вернулся он после зарока в игорный дом, потом впервые за много дней заехал на бал к Энгельгардту… Что началось как анекдот, не кончится как анекдот.
    совпадения. Дама за дамой подобрала браслет, ничтоже сумняшеся подарила его склеенному тут же на маскараде князьку, князь случайно похвалился трофеем не абы кому, а мужу первой дамы. «Совпадение? Не д…» Да, блин, совпадение, не время для конспирологических теорий. Завязка могла бы обещать водевиль с песнями и плясками, но не с героем лермонтовского времени.
    выгораживания. Никто не хочет выглядеть плохим (что в своих глазах, что в глазах общества), поэтому будет выкручиваться до последнего. В эпоху, описанную Лермонтовым, бал правит общество (даже если дает какая-нибудь княгиня), так что оправдываться будут в первую очередь перед ним, и слишком поздно перед теми, кому действительно нужно узнать правду.
    озлобления. Тут должен был появиться серьезный человек и рассказать про тяжелую судьбу поколения Лермонтова, потрясти литературоведческими ссылками и заявить, что это все оно… окружение. Но тут только я, поэтому да, давайте еще раз вспомним, что бытие определяет сознание.
    помрачения. Когда ребенок ломает песочный замок, он плачет. Когда взрослый ломает свой песочный замок, он ищет виноватого, чаще всего – находит. Евгений Арбенин все поставил на единицу красное, то есть на жену, сам закрутил рулетку, сам решил, что проигрался, и поспешно начал все заметать под ковер, в том числе людей. У нашего Евгения вообще большой опыт самоубеждения.
    преступления. Вспомнила, за что полюбила Лермонтова в юности: он не будет молчать о важном и препарирует героя, расскажет, как в разуме Арбенина появилась мысль об убийстве, как долго он выбирал, кого все-таки убъет, как решался и не решался. Такой подробный генезис криминалистам и не снился. Будет ли нам, печальным читателям, от этого легче? Едва ли.
    отмщения. Финал драмы любопытно срифмовался с пушкинским «Выстрелом»: фатум, жена и выдержанная месть – все здесь. (Помните, я говорила про конспирологические теории? Пришло их время.)
    Короче, за два века до того, как это стало мейнстримом, Лермонтов показал, что может случиться с человеком, если его окунуть в чан с обществом. Оскар мы ему не дадим, но хвалить будем постоянно.
    Отмечу приятное издание от «Школьной библиотеки»: интересная вступительная статья Киры Федоровны Куликовой, иллюстрации Владимира Панова (даром что черно-белые), примечания, пусть и во многом бесполезные для меня, но и книга рассчитана на «Школьную библиотеку». Ажно приятно.

    20
    1,3K