Рецензия на книгу
Theatre
W. S. Maugham
Аноним18 февраля 2021 г.Что наша жизнь? Игра!
Наверное, самый популярный роман Моэма на постсоветском пространстве, благодаря шикарной экранизации (1978) с восхитительной Вией Артмане и сексапильным Иваром Калныньшем.
Размышляя об актерах в своей книге «Подводя итоги» автор замечает, что «…личность их (актеров) состоит из всех ролей, которые они играют, а в основе ее лежит что-то аморфное, мягкое, податливое, чему можно придать любую форму и любую окраску… Иллюзорный мир для них действительность, и они дурачат ту самую публику, которая служит им материалом и выступает как судья. А поскольку иллюзорный мир для них действительность, они могут считать действительность иллюзией.» Именно эта амбивалентность реальности и проживаемых чувств, жизнь во всей ее многогранности – ключевая тема этого романа Моэма.
Иронично-едкая история о любовной игре увядающей блистательной примы лондонского театра и бедного безвестного бухгалтера. Проживающая возрастной кризис, пресыщенная славой, шиком, богатыми поклонниками, семейным очагом, Джулия Ламберт жаждет свежих эмоций и ощущений, которые и находит в объятиях Тома Феннела. В омут с головой, щедро задаривая молодого любовника и приближая его к своей семье, она забывает о приличиях. Том, поначалу робкий и скромный, на деле оказывается снобом, любящим не столько в Джулию, сколько ее положение и связи. Будучи при ней настоящим альфонсом, он увлекается молодой, подающей надежды, актрисой Эвис Крайтон. Но после провального дебюта последней быстро забывает о своих чувствах, стремясь возобновить прежние отношения с Джулией.
Как часто у Моэма, роман не перегружен образами, все они точны и яркие, со «своим» местом в сюжете. Глубокий психологизм, качественная прорисовка каждого персонажа даются без морализаторской оценки. Просто о сложном, мягко и иронично.
Каждый из героев ведет свою игру, которую наблюдаешь не из партера, а как будто из-за кулис.
Вот Джулия, в чьей жизни самую главную часть занимает Театр. Живет играя и играет живя, забываясь где правда, где ложь. Сценическое мастерство она переносит в повседневную жизнь в форме притворства и виртуозной смены масок. По ходу романа ее образ раскрывается в богатой палитре эмоций и неоднозначной динамичности, в отличие от статичного мужа. Двойственность ее натуры идеально раскрывают внутренние монологи героини.
Вот ее сын, Роджер, выросший в атмосфере притворства, чужд славе, театру, родителям, занимает позицию «наблюдателя» в собственной семье. Единственный, кто видит истинную суть своих отца и матери.
Вот, «бедный голодный ягненочек», Том, вначале млеющий только от одного взгляда Примы, но не робеющий жить за ее счет и готовый на многое, чтобы получить свое место под солнцем.
Занимательный тщательно-сконструированный сюжет всегда вечен и, скорее всего, никогда не устареет. Для меня роман неоднозначен в прочтении, каждый раз, раскрываясь в новом ракурсе.
Восхищает иллюзия «простоты» с отсутствием претенциозности и формальных ухищрений, за которыми стоит скрупулезная и тщательная работа Мастера.7160