Рецензия на книгу
Мерзкая плоть. Возвращение в Брайдсхед. Незабвенная. Рассказы
Ивлин Во
AntonKopach-Bystryanskiy15 февраля 2021 г.возвращение в ...иллюзии... и мечта о рае...
Когда книга и душевно задела тебя, и разворошила какие-то глубоко сидящие в тебе вопросы к себе самому и к жизни, и эстетически порадовала словом, структурой, слогом. А в итоге даже дала повод разочароваться... Это роман английского автора, который при жизни прославился своим великолепным стилем письма, наделал шума своими двумя браками, нашёл твёрдую опору в католической вере и известен читателям как Ивлин Во, писатель, журналист, критик и морской пехотинец во время Второй мировой...
⠀
«Возвращение в Брайдсхед» (Brideshead Revisited, 1945) стал романом наиболее известным и экранизированным у Во, отразившим автобиографические вехи автора и его переход в католичество. Такой подробный настоящий долгочитаемый английский роман, погрузившись в мир которого, ты сам оказываешься вместе с рассказчиком вначале среди британских солдат Второй мировой, которые передислоцированы в местность рядом с имением Брайдсхед, а потом переносишься в молодость-юность рассказчика, в Оксфорд, во времена его "аркадии", безмятежности, буйства, расцвета. Это прекрасно визуализированное полотно воспоминаний, где уже немолодой Чарльз Райдер вместе с сослуживцами оказывается в имении своих давних друзей, аристократической английской семьи, которая на годы стала его семьёй. Он вспоминает этапы своей жизни, разворачивая перед читателем обстоятеное повествование в трёх книгах с прологом и эпилогом.
⠀
⠀
История начинается с первого года учёбы в Оксфорде и дружеской привязанности к красавцу Себастьяну Флайту, происходящему из старинного рода аристократов-католиков. Круговерть вечеринок и попоек наряду с бесконечными разговорами и путешествиями. Чарльз постепенно знакомится с красивейшим поместьем Брайдсхед и его обитателями, с их разобщённостью, узнаёт о давнем разводе родителей Себастьяна, знакомится с региоизной матерью и позже — с поселившимся в Венеции "беглым" главой семейства, со страшей сестрой-красавицей и с трепетной милой младшей, а также со старшим братом, таким чопорным и вызывающе правильным.
⠀
Весь сюжет построен на флешбеках, которые толчками продвигают нас к началу, к уже зрелому мужчине, который обходит опустошённый Брайдсхед и вспоминает, сколько всего произошло с 1923 по 1940 гг.
Друзья по учёбе, в том числе такой утончённый и яркий гомосексуал Антони, первые позывы рисовать, яркие моменты дружбы и размолвок, сложные отношения с остранённым отцом... Тема веры и церкви тут постоянно поднимается в разговорах, ведь герой считает себя агностиком, а его друг католик (особенно это проявляется в общении с матерью и братом Себастьяна). Чёрный юмор Ивлина Во ярко проявляется и в отношении твердолобой консервативной веры, и в отношении легковесной и мнимой свободы... В итоге Себастьян оказался изгоем своего общества из-зи пристрастия к алкоголю, бросил учёбу и уехал путешествовать по северу Африки... А Чарльз оставил Оксфорд ради художественной школы, впоследствии стал известным художником старинных усадеб и древних зданий, которые подвержены исчезновению.
⠀
⠀
«— Но нельзя же верить во что-то просто потому, что это красиво.
— Но я именно так и верю»⠀
Автор замечательно показал психологию героев, их страсти и сомнения, каждый из персонажей развивается и приходит к какой-то своей точке озарения, понимания своего пути, при этом всё это прекрасно оживает на страницах. Герой проходит свой путь становления, но для меня он всё же остаётся неким больше наблюдателем, от которого мало что зависит. Он иронично следит за тем, как развивается жизнь окружающих, сталкаваясь с его собственной, женится не по любви и заводит детей, пишет картины... Возвращение в Брайдсхед происходит снова из-за стасти, возникшей уже с другим членом аристократического семейства. И Ивлин Во так тонко показывает прощание с иллюзиями у героев, прощание с юностью, с прошлым. Этот роман становится словно реквиемом по той старой Англии, в которой жили поколения семейств, обустраивая свои замки и поместья... Между Первой и Второй мировой войнами происходит слом эпох, отразившийся на авторе. И ещё это роман о поиске опоры, поиске веры. Как Чарльз, так и Ивлин Во находят эту опору в католичестве (последние страницы как раз об этом), и для меня это некий уже морализаторский ход, пусть он и не явный. Мне нравился тот прежний Чарльз, который критиковал церковь и религиозные взгляды Флайтов, но в целом история очень интересно завершена и закольцована.
⠀
«Обаяние — это английское национальное бедствие. Болезнь, которая распространена только на этих серых островах. Обаяние пятнает и губит всё, к чему прикасается. Оно убивает любовь, убивает искусство; боюсь, мой милый, что оно убило и вас»⠀
Замечательный роман, который советую читать всем! Только запаситесь терпением и будьте внимательны к деталям, иронии и тонкости стиля.7124