Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 9. Человек, который смеётся

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним4 сентября 2012 г.

    Можно сказать, что это мое первое прочитанное произведение у этого автора (отрывки из «Отверженных», которые были в школьных учебниках по литературе, не в счет). Боялась я раньше браться за его произведения – пугал и немалый объем, и множество отступлений, да и развязка трагическая. А по жизни как-то хочется позитива. Но вот уже второй сезон подряд в КК читают его произведения и я наконец-то решилась. И очень этому рада.
    Поначалу, шло довольно тяжело, все эти перечисления лордов, кому что принадлежит, их права и т.д. корабельные термины, большую часть которых современному человеку даже сложно представить, описание стихии…Но потом во все это втягиваешься и получаешь удовольствие от языка автора, чувствуешь этот пронизывающий ветер, ледяную воду, страх обреченных на смерть людей… Сразу же проникаешься любовью к главным героям – к едва живому мальчику, который пытается спасти жизнь найденного ребенка, бедной девочке, потерявшей страшной ночью не только зрение, но и мать, ну и , конечно же, к мудрому и доброму, несмотря на напускную суровость, Урсусу.
    Конечно, основной мотив книги – социальное неравенство, высшее общество, купающееся в роскоши, может творить все, что угодно и остается при этом безнаказанным, и простой народ, который молча должен переносить все свои тяготы и лишения, ибо даже неугодный разговор может привести к печальным последствиям (как переживал Урсус за случайно оброненную Гуинпленом фразу при свидетелях о монетах). Описания момента ареста (без объяснения причины), тюрьмы, и «допроса с наложением тяжестей» (в Англии нет пыток!) дают представление об английском законодательстве того времени. Но самое яркое впечатление производит обвинительная речь Гуинплена в палате лордов – насколько тщетны его усилия пробудить в этих людях совесть, он обращался к ним как равный, а они видели в нем все того же шута из «зеленого ящика». Свет дважды отверг его – в детстве, наказав за «проступки» его отца, не отказавшегося от идей революции, оставив на память об этом изуродованное лицо, и взрослого, за то, что видел эту жизнь с другой стороны, и не хотел забыть этого (практически не зная друг друга, они оказались похожи).
    Конечно, окончание не может быть светлым, отчаяние и смерть – вот что ждет главных героев. Но хочется верить, что это все не напрасно, что хоть кто-то из высшего света обратит внимание не только на обращавшегося к ним с речью, но и вслушается в его слова. И постарается хоть что-то поменять. Автор дает на это надежду.

    11
    28