Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мертвые души

Н. В. Гоголь

  • Аватар пользователя
    Аноним4 сентября 2012 г.

    В рамках Дайте две!


    Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа.

    Отклика не было, куда неслась Русь в те годы девятнадцатого века: к прогрессу, новому мировоззрению, нагнетанию революционных мыслей, новым политическим убеждениям? Николай Васильевич пытался найти в своей поэме ответа на эти вопросы, но слишком много тумана в русской жизни, слишком много противоречий, чтоб ответ дался легко, при всех типичных особенностях, присущих нашему обществу. Обществу Чичиковых, Маниловых, Собакевичей... Столько лет прошло, а все эти гиперболизированные черты русского человека не устарели до сих пор.

    Тот же Чичиков, что пытается пролезть во всевозможные не залатанные щели, добиться от жизни благ, ухватить кусок пожирнее, накопить и заработать. Вполне понятное желание, но вот способы как всегда оставляют желать лучшего: лебезить перед начальством, заискивать, обманывать, воровать... «Таков уже русский человек: страсть сильная зазнаться с тем, который бы хотя одним чином был его повыше, и шапочное знакомство с графом или князем для него лучше всяких тесных дружеских отношений».

    И сколько таких Чичиковых рассыпано по стране... А что стоит Манилов с его грандиозными планами и ничегонеделаньем; Собакевич, прижимистый и критикующий всех и вся; Коробочка, погрязшая в обывательстве; Плюшкин, потерявший свой человеческий лик в глубинах жажды наживы... Перечислять можно бесконечно. Это целый натюрморт из помещиков и чиновничества. Взятки, гулянки, низкопоклонство. Гоголь все расписал красочно и смачно. Смеешься про очередные выходки героев, а в глубине души вздыхаешь, что это все не сказки, а истинная правда. Это набросок на все общество, где «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Се ля ви.

    Но есть в этой трясине человеческих слабостей, выписанной Гоголем, свое очарование, великолепие. Гоголь пишет густо, ярко, сочно, будто выводит портреты персонажей маслом по холсту. А мазки сильные, уверенные. И во всем живость, как главный штрих к «Мертвым душам». Так и видятся просторы страны, воспетой Гоголем «луна, неведомый город, церкви со старинными куполами и чернеющими остроконечьями, темные бревенчатые и белые каменные дома». Как будто вместе с Селифаном погоняешь лошадей, дремлешь, вглядываешься вдаль. Что же еще ждет путников в дороге? Удастся ли замысел Чичикова? Увязнет ли главный герой окончательно в своих желаньях? Что еще приготовят встреченные города, деревни, новые знакомства? Блеснет ли луч надежды среди всех портретов мещанства, актуального и во времена Гоголя и сейчас. «И какой русский не любит быстрой езды?», - вопрошает автор на исходе своего творения.И несется Чичиков на тройке по раздольям губерний, а дорога впереди расстилается манящая: «ясный день, осенние листья, холодный воздух...».

    52
    290