Рецензия на книгу
Ключ из желтого металла
Макс Фрай
Аноним3 сентября 2012 г.
Возможно, как-то так мог выглядеть «Золотой ключик», если б кто-нибудь приехал на машине времени в 1936 год и подсыпал красному графу Толстому в кофе ЛСД. Психоделическое городское фэнтези, здрасьте вам!
С одной стороны, книжка по-своему прелестная. Прельщает, главным образом, тонкий аромат чудес, который витает в современной, казалось бы, повседневности: так бывает, если идёшь весенним полднем по узенькой старинной улочке, и вдруг из чьего-то окна пахнёт свежим кофе и коричным пирогом, из-за угла махнёт призрачным рукавом ветка цветущей яблони, а мимо мелькнёт откуда ни возьмись белоснежная кошка, лукаво глянув сперва голубым левым глазом, а затем коричневым правым, — и чувствуешь себя нотой в какой-то неизвестной симфонии. Не сказка и не быль, а что-то пограничное. Так мало кто пишет, и мало у кого это выходит действительно хорошо. Светлана Мартынчик старается.
С другой стороны, используя всем знакомый сюжет, можно было бы развивать действие хоть чуточку побыстрее. Герой-повествователь — богатенький буратинка, сказочный принц, которого большой город превратил в капризного скучающего брюзгу, — совершает вояж по городкам Европы в поисках загадочного ключа, сталкиваясь по дороге с персонажами один другого чудесатее. И можно было бы с удовольствием вообразить себя этим необычным, но в чём-то близким каждому везунчиком, и со вкусом попутешествовать, и со смехом подивиться странным попутчикам, если бы... Если бы везунчик не был таким унылым нытиком, маршрут Москва—Вильнюс—Прага—Хаген—Краков—Прага—Вильнюс—Москва не был таким однообразным мотанием по кофейням, а попутчики — такими узнаваемыми, как будто ожившие персонажи с иллюстраций к «Буратино», но только почему-то выкрашенные в кислотные цвета. И вообще, хочется спросить: почему у вас голем — тряпичный?
Стиль озадачил: блоггероватая смесь литературной утончённости и разговорной небрежности, и особенно (внезапно) мат. Не то чтобы я была против обсценной лексики, но когда милый рыжеволосый юноша, весь из себя гурман и эстет, ни с того ни с сего роняет простое мужицкое словцо — это попросту некрасиво, в смысле неэстетично.
Всё же есть в книжке безусловно приятные моменты: скажем, превосходные вставные новеллы — остроумные переделки сказочных и классических сюжетов. Да и в конце концов приятно думать, что мироздание, хоть и водит тебя за нос, на самом деле только и ждёт, когда же ты возьмёшь своё, дурилка картонная, и станешь наконец настоящим мальчиком.
Я к этому моменту уже практически на коленях умолял внутреннего скептика: заткнись, пожалуйста. Ты потом скажешь все, что об этом думаешь. А сейчас дай послушать.57322