Рецензия на книгу
The Power of Six
Pittacus Lore
Jedaevich3 сентября 2012 г."Сила шести" - вторая книга лориенского цикла, начатого вышедшей парой лет ранее "Я - Четвёртый" , которую даже успели экранизировать.
Если кто-то читал или смотрел, то помнит. Речь шла о девяти юных кларкахкентах с планеты Лориен, которые скрываются от врагов могадорцев на нашей старушке Земле. Представители лориенской расы передали молодым умам всякие знания и умения, которые, впрочем, до определенного момента взросления недоступны. Есть и еще одно обстоятельство - все дети защищены Заклятием; враги не могут избавиться от детей вот так запросто - для этого нужно уничтожать их по определенному порядку. И вот ликвидированы уже трое детей, и наш парень - Четвёртый.
...История обрывалась на гибели Генри, Чепана (Наставника) Четвёртого. Главный герой, парнишка с необычайно звучным и необычным именем Джон Смит, именем, передающим всю глубину характера и стремлений персонажа, был вынужден удариться в бега с лучшим другом и неожиданно спасшей парню жизнь девушкой, которая оказалась Шестой, оставив позади привычную жизнь, любимого человека, и всматриваясь в горизонт, покрытый только тёмными тучами и туманом.
Так и начинается вторая книга. Нашему герою теперь надеяться можно только на себя и двух людей, путешествующих рядом. Проверка самого себя на прочность, естественно назреваемый любовный треугольник, сомнения и т.п., свойственные описываемому возрасту. Все составляющие для успешного подросткового романа снова в наличии.
Если брать в целом, авторы пошли по самому лёгкому пути. То есть по самому-САМОМУ лёгкому, вмещающемся в одну характеристику Михаила Задорнова. Вместо того, чтобы разобраться в своем предназначении, разобраться с целями и задачами, наш Четвёртый занимается такой...активной лориенской прокрастинацией, хоть кол ему чеши. Чем понять врага, освоить свои Наследия, он гораздо охотнее будет пробираться к дому любимой девушки, чтобы, конечно, совершить все нужные для сюжета ошибки. Чем выработать нужные навыки, он будет размышлять, кого же он любит больше - Ту или Эту?
Заесть этот подростковый черствый интеллектуальный хлеб читателю предлагается зрелищем, которое наступает во второй части книги - и так и просится себя визуализировать. В том смысле, что просится на экран. В первой части была парочка удачных визуальных сцен - здесь этого предполагается в разы больше. Причем в двукратном превосходстве. Могадорские бойцы, звери, чудовища, всякие химеры, телекинезы, хилинги, пробежки по потолкам и даже Самый Главный Босс - всё это здесь будет.
Но вот какой возникает вопрос. О литературе для подростков. То, что сейчас в книжном мире идеологически-креативный кризис - это понятно. Вот в этой лориенской серии он проявляется в самой полной мере. Кларк Кент был упомянут не зря - всё-таки именно с ним проводятся и сюжетные параллели, и конфликты, явных заимствований не заметить трудно. Если, например, брать недавно закончившийся сериал "Тайны Смолвилля", на протяжении многих сезонов рассказывающий про юные годы будущего Супермена, то разница просто катастрофическая - особенно по первым сезонам. "Тайны Смолвилля" по эмоциональной, мотивационной, моральной, этической, другим наполняющим - просто "Война и мир" в сравнении с этой лориенской донцовщиной. Кажется очень странным, но это так. Фактически одни и те исходники, но у первого явления - обучающий эффект, а второе можно было проработать и насытить глубиной, но итог таков: создано во имя формы, и только её, чтобы самоуверенно стучаться в двери кинопродюссеров, авторов комиксов, производителей игрушек и, в общем, слышать звон денег на счетах. That's it. Никакого тебе психологизма, никакого тебе эпического мировоззренческого конфликта и проблематики взросления. Только экшен, только хардкор.
Отдельной строкой надо сказать о сумятице, если говорить об экранизации и главном герое. Помнится, как Дэниел Хэррипоттер Рэдклифф с этим своим мюзиклом и обнаженным торсом вызвал трепет у юных прелестниц и некоторое непонимание, как к этому относиться, у взрослых. С Алексом Петтифером всё скуднее. С одной стороны, в книге Четвертый - не оперившийся юнец, совершающий ошибки, свойственные, наверное, 15-летним американским подросткам. Милые, банальные и глупейшие, конечно. Как это можно согласовать с тем же парнем, играющим взрослого стриптизёра в "Супер Майке" - понять сложно. Посему целостная картина отдает пороллоном и фальшью.
И да, есть подозрение, что лучше было перевести книгу по другому. "The Power of Six" вполне уместней прозвучит не как "Сила шести" (каких шести, чего шести? - их в книге никак покамест не шесть), а как "Сила Шестой". Потому что в отличие от первой книги Шестая становится второй скрипкой и единственная в происходящем выглядит здравомыслящим и осознающим, что происходит, персонажем. Все остальные - какой-то сумбурный кисель не то на бумаге, не то в голове авторов.
Есть и фанатские параплюшки, вышедшие до/после второй книги и призванные её дополнить:
- Пропущенные материалы: Наследие Девятого
- Пропущенные материалы: Наследие Шестой.
Личное мнение - в истории Шестой интересное есть, а вот с Девятым авторы просто повторяют сюжетные элементы Четвёртого, а значит, просто обленились, на получи гнилой помидор.
24151