Рецензия на книгу
Старик, который читал любовные романы
Луис Сепульведа
manic_jason11 февраля 2021 г.Роман Л. Сепульведы, повествующий о жизни жителей амазонской сельвы, несмотря на сравнительно небольшой объем, сумел вместить в себя ряд ярких образов, из которых в воображении читателя постепенно складывается единая картина авторского замысла. Здесь мы не увидим длительного и подробного описания красот эквадорских джунглей или деталей, раскрывающих характер героев, ищущих себя и терзаемых этим поиском. Наоборот, автор переносит нас в сезон дождей, когда жизнь в сельве затихает, а природные краски временно меркнут. Единственный герой произведения кажется нам одиноким и замкнутым человеком, о котором толком и рассказать-то нечего. Однако, по мере развития сюжета, становится понятно, что в романе участвуют две стороны, которые Сепульведа отчаянно пытается помирить между собой.
Старик Антонио Хосе Боливар считается местными жителями странным человеком, так как он долгое время жил в джунглях вместе с индейцами шуара. Он считается непревзойденным охотником и знатоком местной дикой природы. Рожденный в горах в семье бедного земледельца, Антонио перебрался в дикую сельву по зову правительства, которое обещало всем бесплатную землю и всяческую поддержку. Фактически его с молодой женой, как и остальных переселенцев, просто обманули. Единственным спасением оказалась помощь местных индейцев, научивших выживать в лесу. Любимая жена героя умирает уже через два года после переезда, заставляя его возненавидеть местный «зеленый ад». Единственной мечтой его становится громадный пожар, уничтожающий всю окрестную природу. Однако, дальнейшее общение с шуара полностью меняет его взгляды, превращая его в полноценного члена индейского сообщества, что автоматически делает его частью сельвы, с которой легко можно жить в гармонии. И Антонио обретает счастье в простой и неторопливой дикой жизни. Индейцы, слушая его рассказы о прошлом единодушно приговаривают «какие же вы глупые».
Жизнь героя круто меняет инцидент с участием пришлых золотоискателей и его друга Нушиньо, которые погибает от пули. Антонио, уже изрядно состарившийся, должен отомстить за него по законам племени, но у него получается только застрелить виновника из ружья. За это индейцы изгоняют его из своей семьи. Способ убийства пришлых белых людей для них кощунственен и труслив. Так старик остается совсем один, не способный влиться в ряды новых жителей и отвергнутый аборигенами. Неожиданно он вновь открывает для себя умение читать – это становится тайным смыслом его жизни, сближая с периодически приплывающим дантистом, который взялся доставлять ему книги о любви, как замечает сам герой «про настоящую, про такую любовь, от которой страдают». Старик читает медленно и вслух, повторяя про себя фразы, часто совсем непонятные, и не устает удивляться особенностям и красоте человеческого языка.
Антонио оказывается единственным человеком, который способен остановить разгневанного убийством детенышей ягуара. В лице хищника сама природа наказывает людей за жестокость и глупость. Именно природа становится вторым главным героем романа, представленным в образе зверя-людоеда. В схватке с большой кошкой старик оказывается в отчаянном положении, но самка мирно садится перед ним, позволяя услышать рычание умирающего самца. Охотник понимает, что таким образом она просит избавить его от мучений. Антонио «исполняет волю» своего противника и спокойно удаляется, отмечая страдания зверя, подобные людским. Однако, ему предстоит еще раз сойтись с самкой в жестокой схватке, чтобы определить по законам джунглей, кто больше достоин выжить. И вновь старик побеждает, только применив ружье, при этом ранив себя самого. Глядя на тело ягуара, он отмечает, что «она оставалась прекрасным, грациозным, полным сил зверем, настоящим шедевром, созданным самой природой». Победа приносит старику лишь презрение к самому себе. В слезах он сбрасывает тело хищника в быстрое течение реки, которая унесет его вглубь сельвы, куда еще не вступала нога человека. В воду также он выбрасывает ненавистное ружье, второй раз сделавшее его несчастным.
Сюжет книги полностью раскрывает взгляд автора на противостояние человека с природой, образ которой передается через шуара, спасающих поселенцев, и самки ягуара, мстящей за убийство своих детенышей. Окружающий мир изначально не враждебен человеку, который является всего лишь его частью поэтому, «стреляя» в природу, мы неизбежно раним себя и не познаем счастья от победы. Следовательно, с его точки зрения, правильным путем является следование не «варварской натуре человека», а прекрасным словам из книг о любви, чтобы не уподобляться изгнанным из племени хибаро, чья жизнь протекает в ожидании очередной порции алкоголя.
Содержит спойлеры16273